Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ И

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

§1. Философские школы Древнего Китая

То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим.

Конфуций

Писаная история Китая начинается с XII в. до н. э. Государства этого периода были типичными восточными деспотиями. Во главе стоял император, он же - и жрец, и обладатель всея земли. Власть его была неограниченной. Законов как таковых не существовало. Поэтому очень большое значение придавалось традиции, выработке и применению правил поведения во всех случаях жизни - ритуалам.

В мифах и первых книгах выделяются две космические силы - Ян (небесная, мужская) и Инь (земная, женская), и пять первоначал мира - вода, огонь, дерево, металл и земля (которые стали основой всей древнекитайской медицины). Каждый из первоначал является "отцом" (отдае энергию) и "сыном" (что

принимает энергию) по отношению к другим, размещенных по кругу. При этом печень и желчный пузырь соответствуют дереву, селезенка и желудок - земле, легкие и толстая кишка - металлу, почки и мочевой пузырь - воде. Лечение заключалось в воздействии на связи первоначал.

Позже возникают различные философские школы, самыми известными из которых были даосизм и конфуцианство. М. И. Симкин в серии статей в журнале «Человек» (1992, №2; 5; 6) считает, что даосизм был концентрированным выражением древнейшей крестьянской культуры, истоки которой лежат в матриархате, а конфуцианство пыталось совместить городскую культуру, что рождалась, с патриархальными принципами человеческих взаимоотношений, что оказалось в сохранении устойчивости, консерватизма, приверженности к традициям.

Основателем даосизма, согласно легенде, был Лао-цзы (старый учитель), живший в VI в. до н. э. Основу всего существующего, по учению Лао-цзы, составляет дао - путь вещей, первоначало, начало и завершение всего. Человек соблюдает закон земли, земля придерживается закона неба, небо придерживается закона дао, а дао - самому себе.

Сторонники даосизма проповедовали простоту и естественность, смирение и сострадание. Поскольку жизнь природы и людей проходит естественным путем (дао), то главная задача человека - не вмешиваться в эту естественное течение, не совершать насилия над природой (принцип увей).

При этом, принцип недеятельности (увей) - главный метод психологической практики даосов, что требует отвечать на зло добром и уметь регулировать свои эмоции. Это было необходимым условием постижения дао, и мудрец, который постиг его, придерживался уже не закона земли, как другие люди, а непосредственно закона дао.

Лао-цзы:

- Смотри на дело, как на трудное, и оно станет легким.

- Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - малого.

- Истинные слова кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может заменить их.

- Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже те, к которым народ относится презрительно.

- Слова нужны для нахождения мнения. Но тот, кто ее нашел, уже не нуждается в словах.

Основателем конфуцианства, младшим современником Лао-цзы был Кун Фуцзи (Конфуций), живший в 551-479 гг. Конфуций происходил из знатного, но бедного рода. В детстве был пастухом, очень любил размышлять, читать и учиться. Впоследствии стал учителем, а последователи записывали его мысли. Основу учение Конфуция составляют моральные поучения - указания, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Он учил во всем соблюдать меру - золотой середины - и главного принципа поведения - не делать другим людям того, чего не желаешь себе.

Конфуций считал, что человек от рождения добрый и имеет четыре качества: сострадание, стыд, скромность и умение отличать истину от лжи. Огромное значение придавал выполнению правил поведения (этикета), что естественно связаны с уважением к старшим и покорением им.

Он разработал учение о благородного мужа (Цзюнь-цзы), который придерживается обязанности и закону, требователен к себе и живет в согласии с людьми. Низкий человек делает все наоборот. Благородный муж воспитывает в себе пять качеств:

жень - доброту, человеколюбие, что состоит из трех моментов: любить людей, делать добрые дела,

чувствовать себя частью Вселенной;

чжи - ум, интеллект, знания, умение найти лучший вариант;

и - чувство долга, порядочность, мужество;

ли - соблюдение норм поведения, этикета, вежливость, послушание;

сяо - сыновнюю уважение (служить родителям при их жизни, похоронить их и молиться за них).

Противоположностью Цзюнь-цзы является никчемный человек: злая, глупая, безответственная, которая не умеет себя вести, уважать родителей.

В основу воспитания и всей культуры Древнего Китая Конфуций заложил четыре принципы:

глубокое уважение к прошлому, культ предков, соблюдение ритуалов и традиций;

почитание музыки как обязательной основы духовности;

принятие человеколюбия как высшего принципа взаимопонимания людей, а семьи как образца общественного устройства;

почитание императора в качестве образца и источника добродетели.

Соблюдение этих принципов дало колоссальной жизненной силы китайскому этносу, который на протяжении тысячелетий был и является сейчас самым многочисленным на Земле.

Конфуций:

- Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

- Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей.

- Будьте строги к себе и мягки к другим. Таким образом вы сможете защитить себя от человеческой враждебности.

- Благородный муж думает о обязанности, а мелкий человек - о выгоде.

- Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем.

- ...Если в народе будет недостаток веры в правителя и его близких, то государство не может быть прочной.

В целом философской мысли Древнего Китая присущи такие черты:

она мало внимания уделяет традиционным абстрактным философским проблемам;

ей не хватает логики и связи с наукой;

она направлена преимущественно на практическую, жизненную мудрость, нравственность, этикет, искусство управления.