Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 1
ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ
Пифагор
(584 (582)-500 гг. до н э.)
«Все происходит не из числа, а в соответствии с числом, ибо в числе - первичная в по рядкованість, с дотичністю к которой и в пред метах, которые исчисляются, последовательно упо рядковусться и первое, и второе»
В V в. до н.э. в жизни античной Греции формируется много философских теорий и открытий. Кроме учения мудрецов-мілетців, Гераклита и элеатов, довольно популярным становится пифагореизм.
О самом же Пифагора - основателя Пифагорейского союза - сведения дошли до современности из более поздних источников античной Греции: Платон называет Пифагора только один раз, Аристотель - дважды. Большинство греческих философов считали родиной Пифагора остров Самое, который он покинул через тиранию Полікліта.
Есть сведения, что Пифагор якобы по совету Фалеса едет в Египет, где учится у жрецов; потом пленным (в 525 г. до н.э. Египет захвачен персами попал в Вавилон, где учился у халдейских мудрецов. После многолетнего обучения Пифагор возвращается к Великой Эллады, в город Кротон, где и организует
Пифагорейский союз - научно-фантастическую и этико - политическое содружество единомышленников.
Пифагорейский союз - закрытое общество, а учение пифагорейцев - тайное. Образ жизни пифагорейцев полностью соответствовал иерархии ценностей. Первое место отводилось прекрасном и благопристойном (в том числе науке). Второе место занимало выгодное и полезное. Третье - приятное. Пифагорейцы поднимались до восхода солнца, исполняли мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, а затем шли на берег моря встречать солнце, обдумывали предстоящие дела, работали. В конце дня после омовения все вместе обедали и славили богов. Затем - совместное чтение. Перед сном каждый пифагореец отчитывался о прошлом, пройденный день.
В основе пифагорейской этики лежало учение о должном: победу над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Такой образ жизни имел мировоззренческие основы, исходил из представлений о Космосе как упорядоченную и симметричную целостность, красота которого открывается не всем, а только тем, кто ведет праведный образ жизни.
Как и Сократ, Пифагор практически ничего не записывал. Его взгляды известны по свидетельствам учеников, которые, вне всякого сомнения, излагали свои мысли, чем рассуждения учителя.
Значительная часть размышлений Пифагора была посвящена традиционным для тех времен вопросом -- пишномовству, исследованию души, переселению душ и т.д. По свидетельствам, Пифагор был почти колдуном. Он мог предсказывать будущее, разговаривал с животными, помнил прошлые переселения душ. О Пифагоре - личность, несомненно, выдающуюся - сложено множество легенд. Есть свидетельства, что Пифагора видели одновременно в двух разных городах, что он имел золотое бедро, что однажды его приветствовала человеческим голосом река Кас, и т.д. Очевидно, большинство этих (свидетельств) Пифагор конструировал о себе сам. Он претендовал на сверхъестественный статус и, одновременно, занимался наукой и философией. Введение в философию таких базовых понятий, как «философия» и «космос», античная культурно-научная традиция также связывает с именем Пифагора.
Предметом непосредственных научно-философских размышлений Пифагора были космология, астрономия, математика. Кстати, именно Пифагору принадлежит знаменитая математическая формула: «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Он создал теорию пропорций, которая стала своеобразным мостиком между всеми точными науками. Теория четных и нечетных чисел, созданная Пифагором, заложила основы математических доказательств, в более широком понимании - основы теоретической арифметики. Как писал Прокл, «Пифагор преобразовал что науку в форму свободной образования. Он изучал эту науку, исходя из ее первых оснований, и старался получать теоремы при помощи чисто логического мышления, вне конкретных представлений. Он открыл теорию иррациональных чисел (или пропорций) и построение пяти космических тел» (Цит.за: История математики с древнейших времен и до наших дней. - М., 1970. - С. 66).
Космологические суждения Пифагора удерживали гипотезу о рождении Вселенной из взаимодействия двух начал «ограниченного» и «беспредельного» (по аналогии с Анаксимандром - «пустота» и «бесконечная пневма», которая окружает космос). В астрономии Пифагор углубил учение Анакспмандра о геометрии Вселенной, что отражается в числах. Он открыл шарообразности Земли, заложил основы теории гармонии.
По свидетельствам Аристотеля, значительное внимание Пифагор уделял изучению человека. Согласно его учению, человек создан Богом для познания, созерцания мира («космоса»), размышления о нем («философствования»). В своей жизни, учил Пифагор, человек руководствуется, скорее, осознанными, чем трансцендентными ценностями. Уважение к богам и родителей, воспитание детей, верность дружбе, умеренный образ жизни, нравственная и телесная чистота, верность «отеческим законам» - вот главные установки, которые обобщил и систематизировал Пифагор, освятил их своим огромным авторитетом. Он пней в философию идею «порядка» (власть аристократов), которую противопоставлял «демократии» как «нарушение этого порядка».
Пифагор утверждал, во-первых, «число владеет вещами», в том числе и моральными, а справедливость - есть число, помноженное на само себя. Во-вторых, душа есть гармония, а гармония - не числовое соотношение, душа бессмертна и может переселяться (идею метапсихозу Піфагор. возможно, заимствовал из учения орфиков), то есть Пифагор придерживался дуализма души и тела. Потрете, философ положил в основу. Космоса число, наделяет старое слово новым смыслом: число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, единственное что подлежит познанию. Число - это упорядоченное числом Мироздание. Значительный вклад совершил Пифагор в развитие науки, прежде всего математики. В астрономии ему приписывают открытие косого положения Зодиака, определения продолжительности «великого года» - интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое положение. Пифагор - геоцентрист: утверждает, что планеты, двигаясь вокруг Земли по эфиру, создают монотонные звуки разной высоты, а вместе создают гармоничную мелодию. К середине V в. до н.э. Пифагорейский союз, включавший в свой состав 218 известных и уважаемых мужей, которые занимались философией, математикой, медициной, политикой, распался. Вернее, он был разгромлен «демократами», которые не могли понять и, тем более, принять пифагорейские политические и религиозно-философские наставления. Учение же Пифагора - одного из величайших из Великих философов - осталось в истории философской мысли и общечеловеческой культуры навечно. «Не лучше было бы людям, если бы исполнилось все, чего они желают»