ГЛАГОЛ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Глагол - часть речи, назначение которой заключается в том, что она является носителем динамической признаки, семантические составляющие которой передаются достаточно разветвленной системой грамматических категорий и их материальных выразителей-грамматических форм. Это самая сложная часть языка, поскольку к ее исходной парадигмы принадлежит пять докатегоріальних глагольных образований. Во-первых, это дієвідмінюване глагол (verbum finitum), главной семантической признаком которого является материально выраженный взаимосвязь действия с ее исполнителем или приемником - реальным или гипотетическим. Эта взаимосвязь експлорується благодаря категории особовості безличности: особовість подтверждает непосредственную связь с исполнителем, безличность - опосредованный или гипотетический связь. Сравн.: «Хорошо жить тому, чья душа и дума Добро научилась любит!» (Т. Шевченко) - «Люби, пока любится, Терпи, пока терпится, Прощай, когда прощается, И Бог тебе судья» (Г. Вороной) - «Дома кушать как-то не елось» (укр. сказка). Во-вторых, это причастие, который передает признак, который возникает вследствие какого-либо действия или процесса. Причастие не связан непосредственно с исполнителем, следовательно, в нем не оказывается категория особовості/безличности, но он может использоваться в личных глагольных парадигмах (роль показателя особовості в таких случаях берет на себя вспомогательный глагол). Сравн.: Потом уже надевает кафтан, красный, с пуговицами на шелковых шнурках, весь на собрании: и по бокам, и спереди, а на спине со всякими полосами, повимальовуваними и позакарлючуваними» (Саур-могила) - «Вернулся в «кресло». И был за это віднагороджений: чудесно работал» (В. Винниченко). В-третьих, это дієприслівник - средство дополнительной характеристики какого-либо действия или определенного состояния благодаря указанию на другую динамическую признак (сравн.: Юноша сидел. Он задумался Юноша сидел задумавшись - здесь вторая динамическая признак становится средством дополнительной характеристики первой); связь дієприслівника с категорией особовості/безличности осуществляется через дієвідмінюване глагол, к которому он прилегает. Например, в предложении: «Жители, выставив головы из окошек, ведут разговоры» (В. Винниченко) дієприслівник выставив передает дополнительное действие, которое сопровождает главную: жители ведут разговоры. В-четвертых, это неозначена форма (инфинитив). Она является как бы исходной для всех глагольных образований и форм, поскольку на нее распространяется меньше глагольных категорий - только особовості/безличности, аспектуальності и переходности/неперехідності. Пятым образованием, соотносительным словотвірно с дієприкметником, но отличным от него категориально, есть присудкова форма на-на, -то, с помощью которой образуются безличные формы с нейтрализованной пассивностью. Напр.: «Придет утро - налажено уже умываться и наряды налажено» (укр. сказка). Категориальный связь между глагольными образованиями см. в таблице.
Следовательно, наряду с главной, собственно - дієслівною лексико-грамматическому признаку - динамичной, в глаголе может выражаться статическая, атрибутивная признак, который роднит его с прилагательным, признак признака и безличная предикативность - как в наречии, и в какой-то степени - через инфинитив - предметность - как в существительном. Вместе с существительным (местоимением, числительным) глагол составляет предикативну пару: подлежащее и сказуемое или сказуемое и дополнение (я хочу, мне хочется). В обоих случаях сказуемое соответствует логическому предикатові, а подлежащее в первом случае и приложение во втором - логическому субъекту. По принципу объединения глагола с существительным в именительном падеже (подлежащее) выделяется обще-глагольная категория особовості/безличности (персональности-імперсональ - ности); по семантико - морфологическому признаку - отношение действия к ее внутренней грани - выделяется вторая обще-глагольная категория - аспектуальності; по признаку объединения глагола с существительным в винительном падеже (прямое дополнение) выделяется третья обще-глагольная категория переходности/неперехідності. Эти три обще-глагольные категории объединяют в одну часть речи такие, казалось бы, отличные глагольные образования, как дієвідмінювані глаголы, причастия, деепричастия, безличные предикативные формы и инфинитивы.
Каждая в обще-глагольных категорий распадается на ряд подчиненных ей морфологических категорий. Так, категория особовості/безличности имеет в своем подчинении категорию лица. Личные глаголы имеют по три значения в единственном и множественном числе, безличные - одно значение, что формально совпадает с 3-м лицом единственного числа (лихорадит, температурит, везет, хватает, сверкает, гремит и т.п.). Большинство безличных глаголов находится в синонімічному связи с личными (nop.: сверкает огонь сверкает в небе). Личные глаголы выступают в четырех не личностных образованиях (причастие, дієприслівник, безличная форма на-но, -то, инфинитив), а также в личных. - verba finita. Именно здесь выделяется категория лиц, которая охватывает все синтетические и аналитические формы настоящего и будущего времени (пишу - пишешь - пишет и под.; буду писать, будешь писать, будет писать и т. д.), повелительного наклонения (пиши, пусть пишет, писать и т.п.), аналитические формы прошедшего времени и сослагательного наклонения (я писал, ты писал, он писал... я писал бы ты писал бы он, писал бы и др.). Некоторые глаголы в связи со своей специфической семантикой или внутренне-структурной организацией не имеют всех личных значений, а следовательно, и полной семантической парадигмы дієвідмінювання (напр., тлеть, теплиться, плесневеть, которые употребляются в прямом значении только в 3-м лице единственного и множественного числа).
Личные и не личные глаголы изменяются по временам. Украинский язык имеет четыре временные значения: настоящего, прошедшего, давноминулого и будущего времени. Семантически все временные формы объединяет категория вида, подчинена обще-дієслівній категории аспектуальності: только глаголы несовершенного вида употребляются в формах настоящего времени (иду, пишу, размышляю); соотносительные с ними глаголы совершенного вида означают будущее время (пойду, напишу, розміркую). В формах прошлого и давноминулого времен глагола совершенного и несовершенного вида употребляются параллельно (шел - пошел, писал - написал, рассуждал - рассуждал; шел был - пошел и т. д.). Личным глаголам свойственна также категория способа, состоит из подкатегорий повелительного (пойди, сделай, пусти), условного (пошел бы, сделал бы), побудительного (идти бы тебе, Петр) и бажального (мне бы уйти) способов. В пределах категории переходности/неперехідності дієвідмінювані глаголы имеют категорию состояния, в которую втягиваются и пассивные причастия (пишу письмо - письмо пишется, письмо написано, письмо было написано, письмо будет написан). Категория состояния невідривна от категорий лица и времени. На все глагольные образования распространяется категория аспектуальності или в виде категории вида (наличие двух форм - совершенного и несовершенного вида), или в виде категории родов действия (одновидовые глаголы, которые отличаются от исходной формы какой-то специфической семантической чертой: повыступать, походить, притопувати, находиться и т.п.). Подчиненными дієслівним категориям есть также две именные категории: рода и падежа. Категория рода обнаруживает себя в формах прошлого и давноминулого времени (был, была, было; ходил, ходила была, ходило было), сослагательного наклонения (ходил бы, ходила, ходило бы), дієприкметниках (написан, написана, написано), категория падежа - в дієприкметниках (написанный, написанного, написанном и т. д.).
Каждая из глагольных категорий имеет свои парадигмы форм, иногда их даже несколько. Парадигмы делятся на синтетические, аналитические и аналитико-синтетические. Синтетическими е парадигмы форм теперешнего будущего и будущего синтетического времени, в которых личные значения передаются окончаниями (флексіями), прошедшего времени, в которых значение в прошлую действия также передается флексией, но значение лица выражается аналитически (благодаря сочетаемости этих форм с займенниковими существительными - личными местоимениями); к синтетических надо отнести и формы категорий вида и родов действия, поскольку различие между единицами, принадлежащими к двойственной парадигмы, передается в большинстве случаев при помощи префиксов и суффиксов, которые в морфологическом плане тоже надо квалифицировать как флексии. К аналитическим относятся парадигмы будущего составленного времени (буду делать, будешь делать, будет делать...), давноминулого времени (делал, делала была, делало было...), сослагательного наклонения (ходил бы, ходила, ходило бы...), бажального и побудительного способов (ты бы заглянул, ему бы заглянуть). Аналитически-синтетической е парадигма повелительного наклонения, в которой 2-е лицо единственного числа (любой, дай, делай), 1-е лицо множественного числа (будем, дадим, будем делать) и 2-е лицо множественного числа (будьте, дайте, делайте) выражаются преимущественно с помощью окончаний (синтетически), а формы 3-го лица единственного и множественного числа - аналитически (пусть будет, пусть даст, пусть сделает; пусть будут, пусть дадут, пусть сделают). Напр.: « - Фото ни к чему не обязывает,- усмехнулся летчик,- и все же: лучше вспомни и взгляни, чем взгляни и вспомни» (О. Гончар); « - Пойдемте, я вас пошлю в старосты» (укр. сказка) ; « - Не ищите счастья под землей, а творите сами добро на земле» (укр. сказка); « - Довольно я наказывалось, а теперь отпустите меня на волю» (Б. Лепкий); « - Бывайте здоровы. Скажите же мужикам, пусть составляют на фуры карету! - крикнул отец Харитін вслед Бонковському» (И. Нечуй-Левицкий). В категории состояния, аналитические и синтетические формы распределяются в соответствии с их видовых значений: синтетическими есть формы несовершенного вида (дом строится рабочими), аналитическими - преимущественно формы совершенного вида (дом был построен рабочими), хотя имеются и аналитические формы несовершенного вида.
Относительно именных форм глагола, то их парадигмы существенно не отличаются от соответствующих парадигм именных частей речи.
Глагол среди других частей речи имеет наиболее развитую словотвірну систему. Среди способов словообразования в ней представлены префиксы, суффиксы, інтерфікси и постфікси. Все они, наряду с собственно - словотвірними, имеют также морфологические функции. В префіксальному словотворенні используются преимущественно удельные славянские приставки в-(во-)/в-(во-), вы-, от-(ото-)/ед-(оди-), до-(ди-), за-, с-(с-, со-, с-, со-)/с-(ис~), на-, над-(надо-), о-Иоб-(обо-), пере-, перед-, под-(подо-), пс-(пи-), при-, роз-(роге), а также заимствованные де-/дез-, дис-, ре-. Напр.: « - Вот это по-зачем-м! - ободряюще заметил хирург» (О. Гончар); «Задние ряды заколивались и двинулись со двора» (И. Нечуй-Левицкий); « - Простите, матушка! Может, вы одпочивали после обеда, а я вас вот пробудил» (И. Нечуй-Левицкий) ; «Он [Харитін] через вас перепечаливсь, ослаб от страха и умер» (И. Нечуй-Левицкий); «Ветер из-за скирды піддимає» (О. Гончар); « - Правда, что наша жизнь, жизнь артистов, веселое. Театры и концерты нам аж приїлись, вплоть осточертели» (И. Нечуй-Левицкий). Эти же префиксы участвуют в процессах образования видовых пар и родов действия.
С помощью суффиксов образуются глаголы от других частей речи: существительных (суффиксы-ува - с аломорфами-ствува-, -ізува-/-изува-, -ірува-/-ирува-, -фікува-, а также-и - и-а - с аломорфом-ныча-, -и-), прилагательных (суффиксы-и-, -и-, -ну-, -а - с аломорфом-ича-, -вни - из аломорфами-ізува-(-изува-, -фікува-), числительных (-и-, -и-), наречий (-ува-), междометий (-а-/-ка-). Суффиксы-ну-, -ону-, -та-, -те - используются в віддієслівному словотворенні. Широко представлен в глаголе также приставочной-суфіксальний словообразование, напр.: дочь - у-доч-ер-и-ты, ветер - ветр-и-ты, бюрократ - бюрократ-и-ты и проч.
Суффиксы основ-ува-, -и-, -а-, -и-, -ну-, -0-участвуют в процессах глагольного словообразования и вместе с тем относят то или иное глагол до определенного глагольного класса, каждый из которых имеет определенную специфику в дієвідмінюванні. Суффиксы основ являются показателями глагола как части речи, в чем и заключается суть их семантики. Во многих случаях они являются средством различения несовершенного и совершенного значений категории вида, ср.: кинч-а-ты - кинч-и-ты, о - куш-ува-ти - прокус-и ты, збідн-юва-ты - збідн-и-ты.
Способ постфіксації, который заключается в присоединении морфемы-ся(-сь) к мотивирующей основы, присущий только дієслівному словообразованию. Формант-ся(-сь) выступает преимущественно в сочетании с неперехідними, а также некоторыми переходными глаголами; он служит средством создания пассивных форм глагола (дом строится рабочими); в віддієслівному словотворенні используется как самостоятельно (белеть - білітися), так и в сочетании с префиксами (бежать - разбежаться, бросить - наброситься); в сочетании с префиксами и суффиксами основ используется в відіменному словотворенні (земля - при-земл-и-ти-ся, чужой - чуж-а-ты-ся). В зависимости от того, какой інтерфікс имеющийся в основе глагола (інтерфіксів не имеют лишь атематические глаголы быть, дать, есть (ответить), глаголы делятся на i и II спряжения.