РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 13. философия и медицина
§1. История взаимоотношений философии и медицины
Еще Гиппократ указывал на необходимость связи философии и медицины. Врачами
и философами были великие мудрецы древности: Пифагор, Эмпедокл и друг Гиппократа Демокрит,
что писал: "...врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия высвобождает
душу от страстей".
До наших дней дошли данные, что врачом был святой евангелист Лука.
Известно, что Гиппократу принадлежит высказывание: "Врач-философ похож на Бога".
Необходимость тесной связи философии и медицины отмечали философы Гераклит,
Платон,
Аристотель,
Ф. Бэкон, Кант, Гегель и известные врачи прошлого Гален, Авиценна, Парацельс.
"Душа, которая вместила в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и
тело," -
писал М.
Монтень.
В древности медицина уже выделилась как область профессиональной деятельности, но как система
знания она в то время еще не была научной теорией. Это не значит, что у того врача
времени не было знаний. Они, наверное, были, однако, в основном, эмпирические, практические.
Мировоззрение врача был философским, предпочтение отдавалось этике. Вследствие этого в
первый дотеоретичний период медицины ее этический, ценностный смысл выступает на первый
план и существует неразрывно с философскими представлениями. Именно поэтому известный древнеримский
врач Цельс писал: "Сначала медицинская наука считалась частью философии..."
К тому же, часто философ и врач сочетались в одном лице. Немало известных философов
были врачами: Аль-Кинди, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ар Случае, Дж. Локк. В средневековых
исламских университетах в Андалузии курсы философии и медицины были объединены
под одним названием - хикма (мудрость).
В этот период философия и медицина были единые, неделимые в теоретическом отношении.
И если естественно-научные представления древних вызывают сейчас только исторический интерес,
то их этические взгляды вполне актуальны. Представление Эпикура о счастье, стоиков о
достоинство, киников о свободе не потеряли своего значения так же, как и этические принципы
медицинской деятельности, сформулированы в Клятве Гиппократа.
Таким образом, прежде всего, этическая, деонтологічна проблематика объединяла философию
и медицину в давности.
Древнейшие тексты Ассирии и Вавилонии донесли до нас представление об источнике болезней,
что вполне соответствовали существующим взглядам на мир. За этими взглядами, есть три основные
причины болезней: проникновения в тело злых духов, влияние небесных светил и состояние человеческой
крови. Соответственно, лечение заключалось в изгнании злых духов, молитвах богам
и в разнообразных процедурах (массажи, окуривании травой и утиранні ней, хирургических
операциях). Что же касается представлений о болезни и здоровье, то они строились
не на основе медицинских, или, шире,
биологических
знаний, а на основе существующего общего мировоззрения, под влиянием которого с помощью
понятий, представлений и идей строилась модель болезни. Первой такой моделью была магіко-анимистическая
модель, что, наверное, возникла вместе с мифологическим мировоззрением и зафиксирована в первых,
письменных источниках, которые дошли до нас, - клинописных надписях на глиняных таблицах. Кстати, именно в этот
время возникает символ медицины - изображение бога медицины Нінгішзідда в виде змеи, обвивающей
жезл и внимательно, не мигая, следит за правильностью действий врача. Этот жезл был эмблемой,
своего рода дипломом, удостоверяющий квалификацию врача, который он всегда имел при
себе, посещая больных.
В античные времена философия возвышалась над медициной, поскольку она, по мнению Платона, Аристотеля, Демокрита,
Гиппократа, изучала глубинные, умопостигаемые сущности жизни, здоровья и болезни как
вечные и абсолютные истины. Сама же медицина может получить только отдельное и относительное
знание, истинное только в той мере, в какой оно соответствует философии.
В этих натурфілософських рамках формируются первые представления о сущности заболеваний
и здоровья, например, гуморалізм. Последователь Эмпедокла Гиппократ считает, что здоровье
и болезнь определяются правильным (кразією, кресисом) или неправильным (дискразиях,
дискресисом) сочетанием четырех соков (юмором) организма: крови (сангве), слизи
(флегма), желчи (схоле) и черной желчи (мелане схоле). Они соответствуют четырем
першопочаткам Эмпедокла (огня с центром в сердце, земли с центром в мозге, воздуху
с центром в печени и воде с центром в селезенке).
У Парацельса вся природа населена злыми духами, которые располагаются у больного человека
в желудке, и для излечения необходимо помочь верховному жизненном духа (целебной
силе).
Как расстройство тела, способен влиять на его душу, понимал болезни Фома Аквинский. Тар спекулятивно-философские
модели заболеваний основываются на натурфілософських представлениях о действительности, ее
устройство и действующие в ней силы. Не было связи с данным наблюдений, а истина понималась
схоластически -
как соответствие
определенным представлениям, парадигме, как мы сказали бы теперь.
Сторонниками медицинской натурфилософии были не только Гиппократ и Аристотель, а и
Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Гуфеланд, Вирхов и др.
Освобождение науки от натурфилософии происходит постепенно и поэтапно: сначала
получает самостоятельность эмпирическая основа естественных наук, а теоретические построения сохраняют
влияние натурфилософии. Неслучайно названия трудов выдающихся ученых включают в себя
слово "философия" («Философия зоологии» Ж. Ламарка «Философия ботаники»
К. Линнея, «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона).
В XIX ст. О. Конт выдвигает цель - освободить науку от философии и на теоретическом
уровне. Однако достичь этой цели не удалось, поскольку сосуществование и сотрудничество
необходимое обоим. Освободиться же от натурфилософии удалось, что и стало мощным фактором
дальнейшего развития научных теорий, обоснованных и верифицированных, в отличие от
чисто умозрительных (спекулятивных) концепций. Вместе с тем, нельзя не заметить, что теоретическое
мышления естествознания является, в основном, продолжением и развитием натурфілософських
подходов и средств, а сама натурфилософия была колыбелью теоретического естествознания.
Что же касается медицины, то такой процесс происходил на других принципах. Эмпирический
базис медицины начал формироваться еще в древности, однако освобождение от умозрительных концепций
в теории происходило позже, чем в естествознании, медленнее и в более мягких формах,
что было вызвано указанным выше близостью медицины и философии, родством
их объекта и своего рода взаимодополняемостью.
Этот процесс нельзя считать завершенным, поскольку формирование теории медицины как еще
продолжается. С другой стороны, в основных чертах теория медицины, несомненно, существует.
Более того, стремление к теоретизации, как и существование конкурирующих теорий, является характерной
особенностью современной медицины.
Медицина, аналогично науке, имеет три стороны:
♦ как профессиональная медицина
деятельность;
♦ медицина как социальная
организация;
♦ медицина как система
знаний.
К вышеперечисленному можно добавить, что, в отличие от науки, которая начала формироваться как
система знаний и лишь совсем недавно стала массовой профессией, медицина сначала
и до сих пор существует как одна из важных, а возможно, и самая важная и самая почитаемая профессия,
деятельность в которой часто бывает не алгоритмізованою и является высоким искусством.
Что касается социальной организации медицины, то она существует в трех основных вариантах
(государственная, страховая и частная) и в различных комбинациях этих вариантов.
В целом во взаимоотношениях философии и медицины молений выделить три этапа.
♦ Синкретический: слитость
философского и медицинского знания при практической направленности деятельности медика
на человека, который разбирается в магическом или натурфілософському духе (то есть, очень
упрощенно и без эмпирических оснований).
♦ Позитивистский: отделения
медицины от философии и специализация медицинской деятельности на лечении заболеваний.
Роль философии при этом начинает играть общая патология.
♦ Новый синтез, в связи
с теоретизацією медицины и возникновением целого спектра биоэтических проблем.
Такое разделение соответствует этапам мировоззренческого направления в истории (по В. И. Шинкаруком)
по оси "человек - мир - мир человека".
Последний этап предполагает многогранный подход с использованием всего многообразия
гуманитарного и естественно-научного знания и вызывает необходимость специального
философского анализа медицины на основе их сотрудничества и взаимообогащения.
Для
современных взаимоотношений философии и медицины характерным является новый синтез, направленный
на преодоление тенденций позитивистского изоляционизма. При этом задача философского
анализа - это мировоззренческое и методологическое осмысление роли медицины в обществе,
ее объекта, предмета, специфики медицинской деятельности и медицинского знания, средств
и методов медицинского познания.
Интерес философов к медицине возрастает в связи с выявленными трудностями теоретизацїї
медицины и новыми проблемами этического характера.
На этом этапе философия выступает уже не как инстанция, приказывает и запрещает (т.е.
в роли интеллектуального полицейского), она стремится осмыслить специфику медицины
как вида деятельности и системы знания с помощью арсенала наработанных средств
и путем сравнения медицины с другими областями деятельности и знаний. Этим самым
философия совместно с медиками участвует в становлении самосознания медицины,
помогает осуществиться ее саморефлексии.