Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 13. философия и медицина

§1. История взаимоотношений философии и медицины

Еще Гиппократ указывал на необходимость связи философии и медицины. Врачами и философами были великие мудрецы древности: Пифагор, Эмпедокл и друг Гиппократа Демокрит, что писал: "...врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия высвобождает душу от страстей".

До наших дней дошли данные, что врачом был святой евангелист Лука.

Известно, что Гиппократу принадлежит высказывание: "Врач-философ похож на Бога". Необходимость тесной связи философии и медицины отмечали философы Гераклит, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Кант, Гегель и известные врачи прошлого Гален, Авиценна, Парацельс. "Душа, которая вместила в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело," - писал М. Монтень.

В древности медицина уже выделилась как область профессиональной деятельности, но как система знания она в то время еще не была научной теорией. Это не значит, что у того врача времени не было знаний. Они, наверное, были, однако, в основном, эмпирические, практические. Мировоззрение врача был философским, предпочтение отдавалось этике. Вследствие этого в первый дотеоретичний период медицины ее этический, ценностный смысл выступает на первый план и существует неразрывно с философскими представлениями. Именно поэтому известный древнеримский врач Цельс писал: "Сначала медицинская наука считалась частью философии..." К тому же, часто философ и врач сочетались в одном лице. Немало известных философов были врачами: Аль-Кинди, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ар Случае, Дж. Локк. В средневековых исламских университетах в Андалузии курсы философии и медицины были объединены под одним названием - хикма (мудрость).

В этот период философия и медицина были единые, неделимые в теоретическом отношении. И если естественно-научные представления древних вызывают сейчас только исторический интерес, то их этические взгляды вполне актуальны. Представление Эпикура о счастье, стоиков о достоинство, киников о свободе не потеряли своего значения так же, как и этические принципы медицинской деятельности, сформулированы в Клятве Гиппократа.

Таким образом, прежде всего, этическая, деонтологічна проблематика объединяла философию и медицину в давности.

Древнейшие тексты Ассирии и Вавилонии донесли до нас представление об источнике болезней, что вполне соответствовали существующим взглядам на мир. За этими взглядами, есть три основные причины болезней: проникновения в тело злых духов, влияние небесных светил и состояние человеческой крови. Соответственно, лечение заключалось в изгнании злых духов, молитвах богам и в разнообразных процедурах (массажи, окуривании травой и утиранні ней, хирургических операциях). Что же касается представлений о болезни и здоровье, то они строились не на основе медицинских, или, шире,

биологических знаний, а на основе существующего общего мировоззрения, под влиянием которого с помощью понятий, представлений и идей строилась модель болезни. Первой такой моделью была магіко-анимистическая модель, что, наверное, возникла вместе с мифологическим мировоззрением и зафиксирована в первых, письменных источниках, которые дошли до нас, - клинописных надписях на глиняных таблицах. Кстати, именно в этот время возникает символ медицины - изображение бога медицины Нінгішзідда в виде змеи, обвивающей жезл и внимательно, не мигая, следит за правильностью действий врача. Этот жезл был эмблемой, своего рода дипломом, удостоверяющий квалификацию врача, который он всегда имел при себе, посещая больных.

В античные времена философия возвышалась над медициной, поскольку она, по мнению Платона, Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, изучала глубинные, умопостигаемые сущности жизни, здоровья и болезни как вечные и абсолютные истины. Сама же медицина может получить только отдельное и относительное знание, истинное только в той мере, в какой оно соответствует философии.

В этих натурфілософських рамках формируются первые представления о сущности заболеваний и здоровья, например, гуморалізм. Последователь Эмпедокла Гиппократ считает, что здоровье и болезнь определяются правильным (кразією, кресисом) или неправильным (дискразиях, дискресисом) сочетанием четырех соков (юмором) организма: крови (сангве), слизи (флегма), желчи (схоле) и черной желчи (мелане схоле). Они соответствуют четырем першопочаткам Эмпедокла (огня с центром в сердце, земли с центром в мозге, воздуху с центром в печени и воде с центром в селезенке).

У Парацельса вся природа населена злыми духами, которые располагаются у больного человека в желудке, и для излечения необходимо помочь верховному жизненном духа (целебной силе).

Как расстройство тела, способен влиять на его душу, понимал болезни Фома Аквинский. Тар спекулятивно-философские модели заболеваний основываются на натурфілософських представлениях о действительности, ее устройство и действующие в ней силы. Не было связи с данным наблюдений, а истина понималась схоластически - как соответствие определенным представлениям, парадигме, как мы сказали бы теперь.

Сторонниками медицинской натурфилософии были не только Гиппократ и Аристотель, а и Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Гуфеланд, Вирхов и др.

Освобождение науки от натурфилософии происходит постепенно и поэтапно: сначала получает самостоятельность эмпирическая основа естественных наук, а теоретические построения сохраняют влияние натурфилософии. Неслучайно названия трудов выдающихся ученых включают в себя слово "философия" («Философия зоологии» Ж. Ламарка «Философия ботаники» К. Линнея, «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона).

В XIX ст. О. Конт выдвигает цель - освободить науку от философии и на теоретическом уровне. Однако достичь этой цели не удалось, поскольку сосуществование и сотрудничество необходимое обоим. Освободиться же от натурфилософии удалось, что и стало мощным фактором дальнейшего развития научных теорий, обоснованных и верифицированных, в отличие от чисто умозрительных (спекулятивных) концепций. Вместе с тем, нельзя не заметить, что теоретическое мышления естествознания является, в основном, продолжением и развитием натурфілософських подходов и средств, а сама натурфилософия была колыбелью теоретического естествознания.

Что же касается медицины, то такой процесс происходил на других принципах. Эмпирический базис медицины начал формироваться еще в древности, однако освобождение от умозрительных концепций в теории происходило позже, чем в естествознании, медленнее и в более мягких формах, что было вызвано указанным выше близостью медицины и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью.

Этот процесс нельзя считать завершенным, поскольку формирование теории медицины как еще продолжается. С другой стороны, в основных чертах теория медицины, несомненно, существует. Более того, стремление к теоретизации, как и существование конкурирующих теорий, является характерной особенностью современной медицины.

Медицина, аналогично науке, имеет три стороны:

как профессиональная медицина деятельность;

медицина как социальная организация;

медицина как система знаний.

К вышеперечисленному можно добавить, что, в отличие от науки, которая начала формироваться как система знаний и лишь совсем недавно стала массовой профессией, медицина сначала и до сих пор существует как одна из важных, а возможно, и самая важная и самая почитаемая профессия, деятельность в которой часто бывает не алгоритмізованою и является высоким искусством.

Что касается социальной организации медицины, то она существует в трех основных вариантах (государственная, страховая и частная) и в различных комбинациях этих вариантов.

В целом во взаимоотношениях философии и медицины молений выделить три этапа.

Синкретический: слитость философского и медицинского знания при практической направленности деятельности медика на человека, который разбирается в магическом или натурфілософському духе (то есть, очень упрощенно и без эмпирических оснований).

Позитивистский: отделения медицины от философии и специализация медицинской деятельности на лечении заболеваний. Роль философии при этом начинает играть общая патология.

Новый синтез, в связи с теоретизацією медицины и возникновением целого спектра биоэтических проблем.

Такое разделение соответствует этапам мировоззренческого направления в истории (по В. И. Шинкаруком) по оси "человек - мир - мир человека".

Последний этап предполагает многогранный подход с использованием всего многообразия гуманитарного и естественно-научного знания и вызывает необходимость специального философского анализа медицины на основе их сотрудничества и взаимообогащения.

Для современных взаимоотношений философии и медицины характерным является новый синтез, направленный на преодоление тенденций позитивистского изоляционизма. При этом задача философского анализа - это мировоззренческое и методологическое осмысление роли медицины в обществе, ее объекта, предмета, специфики медицинской деятельности и медицинского знания, средств и методов медицинского познания.

Интерес философов к медицине возрастает в связи с выявленными трудностями теоретизацїї медицины и новыми проблемами этического характера.

На этом этапе философия выступает уже не как инстанция, приказывает и запрещает (т.е. в роли интеллектуального полицейского), она стремится осмыслить специфику медицины как вида деятельности и системы знания с помощью арсенала наработанных средств и путем сравнения медицины с другими областями деятельности и знаний. Этим самым философия совместно с медиками участвует в становлении самосознания медицины, помогает осуществиться ее саморефлексии.