Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ОТБОР СЛУЧАЕН (НАПРАВЛЕННЫЙ) - это такой отбор соціол. информации, за которого единицы вибірк. совокупности отобраны направлено. К таким способам относятся:

а) квотный отбор, основанный на расслоении генеральной совокупности одновременно по нескольким признакам таким образом, что расслоение становится заранее пропорциональным, и объем каждого слоя является заранее известным. Чаще всего признаками, которые используются при расслоении, являются: тип поселения (село, город), пол, возраст, образование, национальность, социальное положение или род занятий. Интервьюеру задается в достаточно общ. виде место проведения исследования, объем квоты (то есть количество единиц отбора, каждая из которых должна иметь заранее обусловленные социально-демогр. характеристики) и предоставляется некоторая свобода относительно того, включать того или иного респондента в выборку или нет. Степень свободы интервьюера в принятии такого решения зависит, разумеется, от цели и задач исследования, характера собираемой информации;

б) по отбору методом основного массива подлежит наблюдению обычно такая группа единиц генеральной совокупности, удельный вес которой во множестве, на взгляд исследователя, является "вполне достаточной" или "достаточно большой", или единицы генеральной совокупности взяты произвольно, на основании интуиции и практического чувство исследователя. Положительным моментом такого подхода является его экономичность. Метод основного массива можно применить только в том случае, если исследователь вполне уверен в том , что часть совокупности, которая не включена в наблюдения, не может влиять на окончательные выводы. Если такой уверенности нет, его использовать нельзя;

в) за стихийного отбора исследователь не имеет возможности обеспечить соответствие вибірк. совокупности генеральной совокупности по всем признакам, характеризующих единицу исследования или объект репрезентации. Основными факторами, определяющими природу стихийного отбора, готовность исследователя иметь дело с максимально доступными для него единицами совокупности (фактор доступности) и его стремление гарантировать в условиях ограниченных ресурсов выход на единицы совокупности, которые имеют нужные признаки (фактор целеустремленности). Первый фактор означает, что организатор исследования готов согласиться с тем, что решение о включении в выборку принадлежит потенциальному респонденту. Второй фактор, напротив, предполагает, что указанное решение принадлежит исследователю. Различают несколько видов стихийного отбора.

1. Т. н. отбор первого встречного. Исследователь проводит опрос тех лиц, которые встретились ему случайно на улице или в других многолюдных местах. При организации такого отбора большое значение имеет время и место опроса;, потому что в разное время и в разных местах исследователь сталкивается с различными категориями респондентов. Правда, за такого отбора исследователь бессознательно может руководствоваться чувством личной симпатии или антипатии, соображениями удобства и т. п.

2. Отбор "себе подобных". Исследователь подбирает для опроса или наблюдения респондентов из своего окружения. За такого отбора вибірк. совокупность будет смещена по сравнению с исходной совокупности по одному или нескольким существенным признакам..

3. Прессовые опросы - это опросы, которые проводят с помощью теле-, радіоанкет, опубликованных в прессе. При этих опросах решение о включении в выборку принимают непосредственно сами респонденты, что в корне меняет трактовку полученных данных, поскольку в опросе участвует наиболее социально активная часть потенциальных респондентов.

Уровень репрезентативности данных, полученных указанными методами, можно делать вывод только после вычисления фактических ошибок репрезентативности, что предполагает наличие необходимой информации об генеральную совокупность. Стихийный отбор часто бывает полезным в предыдущих исследованиях. Незаменим он и при исследовании интимных аспектов жизни людей. Напр., принцип случайного отбора использовать для таких исследований, как правило, нельзя, поскольку доля отказов от бесед намного превышает предельную норму. Различные средства стихийного отбора эффективны не в одинаковой степени. Но чем выше степень случайности в отборе единиц исследования и чем шире этот отбор охватывает объект, который изучается, тем точнее, при прочих равных условиях, будет его результат. В то же время случайный отбор, что выполняется небрежно, по сути, может превратиться в стихийный.