ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛ - могут быть вызваны различными
причинами: приобретение пчел и транспортировки их на новое место или же кочевку
пасек к источникам взятку, потому что медоносная растительность размещается
неравномерно, а ее цветение приходится на разное время; на опыление
сельскохозяйственных культур.
Чаще всего пчел перевозят на машинах. ГІ. б. в пакетах -
удобнее и безопаснее. Перевозки ж ульев на медосбор приходятся на
жаркий летнее время и требует особой подготовки.
Во время транспортировки пчел в закрытых ульях находятся
в возбужденном состоянии от духоты. От высокой температуры соты, особенно
свіжовідбудовані, размягчаются, могут оборваться и пчелы пострадают. Поэтому
непосредственно перед перевозкой из гнезда удаляют все медовые и
свіжовідбудовані соты, в которых еще не выводился расплод. Все рамки необходимо
закрепить, чтобы они не раскачивались в пути и не давили пчел. В это время
выпускаются рамки с постоянными разделителями. В этом случае гнездовой корпус
заполняется полным комплектом рамок. Если же в работе используются обычные
рамки, то в верхней части боковых планок с обеих сторон прибивают по брусочку
размером 6 х 8 х 70 мм.
В современных ульях, предусмотрены вентиляционные рамы. В этом
случае с гнездовых рамок снимают потолок, на корпус ставят підкришник или
магазинную надставку, вставляют вентиляционную раму, закрывают улей крышей и
надежно скрепляют его части специальными скрепами.
Во время перевозки многокорпусных ульев с них снимают
медовые корпуса. Больше заполнены расплодом корпуса помещают внизу, а над ними
- корпуса с меньшим количеством расплода.
Перед погрузкой ульев летки наглухо закрывают. Не
надо летки заґратовувати сеткой, потому что пчелы будут биться об нее и
тривожитимуться.
Перевозки пасеки пчеловод делает в вечернее время, после прекращения
летания пчел. В прохладную погоду пасеку можно перевозить в дневное время, но
закрыв летки ульев до вылета пчел. При погрузке на автомашину ульи
ставят летком назад, по ходу движения. С собой пчеловод берет лицевую сетку,
дымоход, молоток и гвозди, чтобы, в случае необходимости, Оказать срочную бджолосім'ям
помощь.
Место для размещения ульев должно быть подготовлено заранее
и так, чтобы в жаркое время дня ульи находились в тени деревьев или кустарников.
По прибытии на место ульи
выгружают, устанавливают их на колышки или подставки.
Летки открывают только после того, как пчелы успокоятся.
На дальние расстояния пчелы транспортируются воздушным или
водным путем. Чаще всего используются железнодорожные перевозки. Если партия
пчел большая, транспортировки их приходится на жаркое время года, с этой целью
используют вагоны-ледники. Четырехосный вагон-ледник вмещает 100-120
ульев или 200-250 4 - и 6-рамочных пакетов. Ульи или пакеты устанавливают в
несколько ярусов рамок параллельно движению поезда, хорошо скрепив их планками. Между
карманами со льдом и ульями оставляют не менее 1 метра. В вагоне обязательно
остается проводник, который на протяжении всего пути наблюдает за состоянием пчел и
поддерживает температуру воздуха не выше 10 °С.
С меньшими потерями происходит транспортировка пчелиных
семей самолетами. В этом случае гораздо меньше гибнет пчел и расплода и намного
сокращается время пребывания их в пути.