РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.6. КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В УКРАИНЕ
Концепция утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 4 августа 1997
г. № 821.
1. Общие положения
Эта Концепция определяет основные принципы создания и функционирования национальной
сети международных транспортных коридоров в Украине на период до 2015 года и
вхождения их в международную транспортную систему.
Цель Концепции - установить основы развития национальной сети международных
транспортных коридоров в Украине во взаимодействии наземных видов транспорта с водным
транспортом, связав ее создания с общеевропейской сетью.
Концепция разработана на основе законодательства Украины, в частности постановлений Кабинета
Министров Украины от С октября 1996 г. № 1324 и от 16 декабря 1996 г. № 1512,
решений Государственной комиссии по вопросам транспортных коридоров, а также международных
договоров Украины. Ее концептуальные положения основываются на том, что Украина является
независимым государством, одним из основателей ООН, входит в Совет Европы,
международных организаций из различных видов транспорта, занимает выгодное для создания
международных транспортных коридоров геополитическое положение, имеет развитую
промышленность, способную производить и обслуживать современные транспортные средства,
дорожно-строительную технику, а также мощный потенциал научных, проектных,
учебных заведений и квалифицированных кадров.
Актуальность Концепции обусловлена необходимостью интеграции транспортных сетей и
транспорта Украины в международную транспортную систему с целью привлечения
дополнительных объемов перевозок и валютных поступлений, сокращения транспортных
затрат, приближения к международным стандартам перевозок пассажиров и грузов,
энергетических и экологических показателей работы транспорта и увеличение доли экспортного
потенциала Украины на международном рынке транспортных услуг путем значительного
повышение конкурентоспособности украинских перевозчиков; поддержание
оперативной готовности транспортной системы Украины к использованию ее в
интересах повышения обороноспособности государства.
Концепция рекомендует взять за основу принципы международной транспортной
политики, принятые в Европейском Сообществе, которые включают: политические
аспекты, социальный прогресс, коммерческие аспекты, тарифную политику, организацию
перевозок, развитие инфраструктуры и сервиса, пересечение государственных границ,
технические и технологические проблемы, либерализацию и гармонизацию транспортного
рынка, экологические требования и безопасность и т.д.
Переход на эти принципы должен осуществляться постепенно, поэтапно, с учетом
принятие в Украине соответствующей законодательной и правовой базы. В Концепции
обоснованы географические направления и конкретный перечень транспортных коридоров,
их инфраструктура, вариант развития, который максимально соответствует требованиям
международной транспортной сети, дана прогнозная оценка объемов перевозок по
каждому коридора, определена этапность и приоритетность создания. Создание
транспортных коридоров и вхождения их в международной транспортной системы является
приоритетным общегосударственным направлением развития транспортно-дорожного
комплекса.
Во время составления Концепции использованы протоколы, соглашения, меморандумы,
определяют различные условия создания и функционирования международных
транспортных коридоров, а также выполненные за период исследований разработки, обоснования
и другие материалы.
Концепция должна быть стратегическим ориентиром для всех заинтересованных субъектов
деятельности независимо от форм собственности и органов исполнительной власти, а ее
основные положения - основой программы создания и функционирования национальной
сети международных транспортных коридоров.
2. Организационная структура транспортно-дорожного комплекса,
принципы развития и регулирования его деятельности в условиях рыночной экономики
Государственное регулирование деятельности транспортно-дорожного комплекса осуществляет
Минтранс.
Единственные
подходы к проведению государственной политики в области создания транспортных
коридоров и вхождения их в международной транспортной системы разрабатывает
Государственная комиссия по вопросам транспортных коридоров.
Субъектами хозяйственной деятельности в транспортно-дорожном комплексе есть
предприятия и организации Укрзализныци, Укравиатранса, Укравтодора,
Укрморречфлота, Укравтотранса, создаваемое в соответствии с постановлением Кабинета
Министров Украины от 16 декабря 1996 г. № 1512 открытое акционерное общество
«Транспортные коридоры», другие предприятия и организации независимо от
форм собственности.
Основу функционирования транспортно-дорожного комплекса составляют рыночные
отношения, важнейшими элементами которых являются разгосударствление, демонополизация,
цивилизованная конкуренция, равенство структур всех форм собственности и расширения
сферы применения частного капитала.
Создаются условия для ускоренного акционирования и приватизации предприятий
транспортно-дорожного комплекса в соответствии с законодательством. Приватизация
государственных предприятий осуществляется путем продажи акций открытых акционерных
обществ, созданных на базе имущества этих предприятий, с сохранением в необходимых
случаях контрольного пакета акций этих предприятий в государственной собственности.
Структурно организационные преобразования в транспортно-дорожном комплексе
предусматривают обособление субъектов естественных монополий от субъектов и
подразделений, работающих в рыночных условиях.
Анализируя прогноз развития экономики Украины с точки зрения транспортного
обеспечения, можно сделать вывод, что общими приоритетными направлениями
развития транспортно-дорожного комплекса должны быть:
•
развитие межгосударственных транспортных связей;
•
интеграция транспорта Украины в международную транспортную систему на основе
создание национальной нормативной базы отрасли, приведенной в соответствие с
международными документами;
•
внедрение новой техники и современных технологий организации перевозок;
•
развитие рыночной конкурентной среды в отрасли на основе содействия
созданию предприятий различных форм собственности с привлечением как отечественных, так и
иностранных инвесторов;
•
внедрение в транспортно-дорожной отрасли международных стандартов и
рекомендаций и развитие взаимовыгодного сотрудничества с национальными и
международными организациями;
•
обеспечение безопасности в транспортно-дорожном комплексе;
•
развитие научной базы транспортно-дорожного комплекса,
взаимовыгодное сотрудничество с иностранными научно-техническими заведениями;
•
внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, уменьшение
удельных топливно-энергетических затрат, комплексное решение проблемы охраны
окружающей природной среды;
•
создание информационных и автоматизированных систем управления; развитие
коммуникаций Европа-Украина-Азия, Север-Юг, других новых
национальных транспортных коммуникаций;
•
расширение и совершенствование экспортных транспортных услуг;
•
развитие туристических услуг по обеспечению сервиса на уровне развитых
европейских стран.
В подотраслях транспортно-дорожного комплекса приоритетными направлениями являются:
автомобильный
транспорт:
•
развитие междугородных автобусных перевозок;
•
ежегодное увеличение объемов межгосударственных перевозок;
•
ежегодный рост объемов транзитных перевозок грузов;
•
ежегодное увеличение поступлений средств в государственный и местные бюджеты за
счет роста межгосударственных транспортных услуг и транзита;
ü
железнодорожный
транспорт:
•
реконструкция и модернизация инфраструктуры важнейших магистралей;
•
обновление подвижного состава;
•
вхождение национальной инфраструктуры железных дорог к международной системе
транспортных коридоров;
ü
морской
транспорт:
•
обновление и пополнение флота;
•
развитие круизного плавания;
•
развитие экспортных услуг флота и увеличение объемов переработки
ü
транзитных
грузов в портах;
•
расширение перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов;
•
создание государственной системы безопасности судоходства;
•
совершенствование систем управления и связи;
ü
речной
транспорт:
•
расширение перевозок экспортно-импортных грузов;
•
расширение перевозок на туристических судах, особенно перевозок иностранных
туристов;
•
совершенствование системы внутренних водных путей Украины;
•
развитие нормативно-правовой базы речного транспорта для обеспечения
интеграции внутренних водных путей Украины в общеевропейскую сеть
транспортных коридоров;
ü
автомобильные
дороги:
•
приведение технического уровня национальной сети автомобильных дорог в
соответствие с международными требованиями;
•
улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог, повышение уровня
их обустройства, безопасности и экономичности перевозок, приведение их в
соответствие с современными требованиями;
•
доведение состояния искусственных сооружений на дорогах до современных нормативных требований;
•
обеспечение высокого качества работ по строительству, ремонту и содержанию
автомобильных дорог;
•
расширение объемов строительства автомобильных дорог, прежде всего по направлениям
международных транспортных коридоров.
3. Транспортные связи, направления и перечень международных транспортных коридоров
Основные транспортные связи, проходящих через Украину:
•
страны Центральной Европы - страны СНГ;
•
страны Южной Европы, Ближнего Востока, Африки - страны СНГ;
•
Индия, страны Центральной Азии, Дальнего Востока - страны Балтии, Скандинавии;
•
Китай, страны Закавказья, Средней Азии, Дальнего Востока - страны Западной
Европы, Балтии, Скандинавии.
Согласно этих направлений создаются транспортные коридоры, которые намечены
Европейским Сообществом и по решению второй Пан-Европейской конференции
министров транспорта европейских стран включены как составные части в сети
международных транспортных коридоров:
-
коридор № 3 - Берлин (Дрезден)-Вроцлав-Львов-Киев;
-
коридор № 5 - Триест-Любляна-Будапешт (Братислава)-Львов;
-
коридор № 7 - Дунайский (водный);
коридор
№ 9 - Хельсинки-Санкт-Петербург-Минск Москва-Киев-Кишинев
(Одесса)-Димитровград (ЕС данная предварительное согласие на продолжение коридора к
Апександрополіса).
4. Интеграция транспортных сетей Украины в международную транспортную систему
Вступление Украины в международных транспортных организаций и структур и ратификация
ряда международных соглашений, конвенций и других документов по вопросам транспортных
систем и перевозок стал первым шагом, с которого началась интеграция
транспортно-дорожного комплекса Украины в международную транспортную систему.
Выгодное географическое положение Украины на пересечении путей из Европы в Азию, с
Севера на Юг на фоне перегрузки и перенасыщение европейских
транспортных узлов создает предпосылки для интеграции в международную транспортную
систему, а наличие мощной промышленности позволяет рассчитывать на
интеграцию в сферу разработки, производства и ремонта современной
дорожно-транспортной техники.
Дальнейшая интеграция Украины в международную транспортную систему предусматривает:
•
присоединение к существующим международных транспортных коридоров;
•
дополнение новых направлений международных транспортных коридоров:
-
продолжение коридора № 5: Львов-Ровно-Сарны-Минск;
-
Балтийское море - Черное море: Гданьск-Варшава-Ковель-Одесса;
-
Европа - Азия: Франкфурт-Краков-Львов-Днепропетровск-Алма-Ата
(продолжение
коридоров № 3 и 5);
-
ЧЭС: Анкара-Ереван-Тбилиси (Баку)-Ростов-на-Дону-Донецк-Одесса
(Кишинев)-Бухарест
(Тирана)-Димитровград (Афины)-Стамбул;
-
Евроазиатский: Одесса-Тбилиси (Ереван)-Баку-Ашхабад;
-
Север - Юг: Харьков-Полтава-Кировоград-Одесса.
Концепцией предусматриваются два варианта развития транспортных коридоров на
территории Украины, включенных как составная часть в сети международных
транспортных коридоров:
•
реконструкция и модернизация существующей сети;
•
сооружение новой транспортной сети с полным комплексом инфраструктуры согласно
с международными стандартами.
Реконструкция и модернизация существующей сети осуществляется преимущественно на
конкурсной основе с привлечением средств государственного бюджета, прежде всего, за
счет средств, поступающих на дорожные работы в соответствии с законодательством, а
также других источников финансирования. Частный капитал привлекается к развитию
отдельных объектов на транспортных коридорах, вспомогательной деятельности, сервиса
т.д.
Сооружение новой транспортной сети осуществляется на конкурсной основе
преимущественно с привлечением негосударственных средств, в первую очередь частного капитала,
включая иностранный, под контролем и при участии государства, которое создает условия для
привлечение капитала, гарантирует его возврат и дополнительную прибыль, готовит
соответствующую законодательную и правовую базу.
К системе транспортных коридоров в Украине относятся: автомобильные транспортные
коридоры, реконструируемых, с таким маршрутом следования в Украине:
Критский
№ 3: Краковец-Львов-Ровно-Житомир-Киев;
Критский
№ 5: Косины-Чоп-Стрый-Львов-Ровно - с ответвлением Сарны-Минск,
Сторожница-Ужгород-Мукачево; Критский № 9: Новые Яриловичи-Чернигов-Копти-Киев
- с ответвлениями Любашевка-Ппатонове, Любашевка-Одесса, Копти-Бачевск; ЧЭС:
Рени-Ізмаїп-Одесса-Николаев-Херсон-Мелитополь-Бердянск-Маріупопь-Новоазовск;
Европа - Азия:
Краковец-Львов-Ровно-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Дебальцево-Изварино;
Балтийское море - Черное море с ответвлением:
Ягодин-Ковель-Луцк-Тернопіпь-Хмельницкий-Винница-Умань - порты Черного моря,
Тернопіпь-Черновцы-Порубное/Мамапига; Евроазиатский:
Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь;
автомобильные транспортные коридоры, намеченные для строительства:
Критский
№ 3: Краковец-Львов-Тернополь-Хмельницкий-Винница-Киев; Критский № 5: Косины-Ивано-Франковск-Тернополь-Подгайцы;
Европа-Азия:Косины-Ивано-Франковск-Тернополь-Винница-Кировоград-Днепропетровск-Донецк-Изварино;
Балтийское море - Черное море: Ягодин-Ковель-Луцк-Хмельницкий
Балта-Одесса;
Европа
- Азия: Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь; Север - Юг:
Харьков-Полтава-Кременчуг-Кировоград-Одесса; железнодорожные транспорте коридоры,
реконструируются, с таким маршрутом следования в Украине:
Критский
№ 3: Мостиска-Львов-Красне-Тернополь-Хмельницкий-Жмеринка-Казатин-Киев;
Критский
№ 5: Чоп-Стрый-Львов-Ровно-Сарны-Минск; Критский №9 с ответвлениями:
Кучурган-Раздельная-Жмеринка-Казатин-Киев-Нежин-Чернигов-Горностаевка,
Раздельная-Одесса-Измаил-Рени, Нежин-Зерново; ЧЭС с ответвлениями:
Рени-Измаил-Одесса-Колосовка-Помошная-Знаменка-Днепропетровск-Ясиноватая-Квашине,
Харьков-Синельниково-Джанкой (Керчь, Феодосия)-Симферополь(Евпатория),
Колосовка-Николаев-Херсон-Чаплино-Бердянск, Донецк-Мариуполь; Европа-Азия:
Мостиска-Львов-Здолбунов-Казатин-Фастов-Знаменка-Днепропетровск-Красная
Могила; Балтийское море - Черное море: Ягодин-Ковель-Здолбунов-Шепетовка-
Казатин-Жмеринка-Одесса;
Евроазиатский: Херсон-Николаев-Одесса;
ü
водный
транспорт:
Критский
№ 7: Усть-Дунайский-Измаил-Рени.
Для обеспечения функционирования транспортных коридоров создаются
транспортно-складские комплексы (ТСК), которые применяются для переработки
контейнерных, контрейлерных и других грузов, по следующей классификации:
•
сухопутные пограничные - Ковель, Франко-Транс-Рава-Русская (Жовква), Мостиска,
Чоп, Харьков, Луганск, Донецк, Чернигов;
•
сухопутные территории Украины - Киев, Житомир, Винница, Полтава, Суммы,
Днепропетровск, Кировоград, Черкассы, Симферополь, Мелитополь, Одесса,
Хмельницкий, Тернополь, Ровно, Львов, Ивано-Франковск;
•
водные - Рени, Измаил, Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский, Ильичевск,
Одесса, Южный, Николаев, Октябрьское, Херсон, Скадовск, Евпатория, Севастополь,
Ялта, Феодосия, Керчь, Бердянск, Мариуполь, Запорожье, Днепропетровск, Киев.
Для обеспечения эффективной работы международных транспортных коридоров очень
важным является создание новой инфраструктуры пограничных и таможенных пунктов
пропуска в соответствии с международными стандартами, а также создание таможенных пунктов
пропуска при ВСК.
5. Создание международной автомобильной сети