Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

2.6. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В УКРАИНЕ

Концепция утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 4 августа 1997 г. № 821.

  1. Общие положения

Эта Концепция определяет основные принципы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине на период до 2015 года и вхождения их в международную транспортную систему.

Цель Концепции - установить основы развития национальной сети международных транспортных коридоров в Украине во взаимодействии наземных видов транспорта с водным транспортом, связав ее создания с общеевропейской сетью.

Концепция разработана на основе законодательства Украины, в частности постановлений Кабинета Министров Украины от С октября 1996 г. № 1324 и от 16 декабря 1996 г. № 1512, решений Государственной комиссии по вопросам транспортных коридоров, а также международных договоров Украины. Ее концептуальные положения основываются на том, что Украина является независимым государством, одним из основателей ООН, входит в Совет Европы, международных организаций из различных видов транспорта, занимает выгодное для создания международных транспортных коридоров геополитическое положение, имеет развитую промышленность, способную производить и обслуживать современные транспортные средства, дорожно-строительную технику, а также мощный потенциал научных, проектных, учебных заведений и квалифицированных кадров.

Актуальность Концепции обусловлена необходимостью интеграции транспортных сетей и транспорта Украины в международную транспортную систему с целью привлечения дополнительных объемов перевозок и валютных поступлений, сокращения транспортных затрат, приближения к международным стандартам перевозок пассажиров и грузов, энергетических и экологических показателей работы транспорта и увеличение доли экспортного потенциала Украины на международном рынке транспортных услуг путем значительного повышение конкурентоспособности украинских перевозчиков; поддержание оперативной готовности транспортной системы Украины к использованию ее в интересах повышения обороноспособности государства.

Концепция рекомендует взять за основу принципы международной транспортной политики, принятые в Европейском Сообществе, которые включают: политические аспекты, социальный прогресс, коммерческие аспекты, тарифную политику, организацию перевозок, развитие инфраструктуры и сервиса, пересечение государственных границ, технические и технологические проблемы, либерализацию и гармонизацию транспортного рынка, экологические требования и безопасность и т.д.

Переход на эти принципы должен осуществляться постепенно, поэтапно, с учетом принятие в Украине соответствующей законодательной и правовой базы. В Концепции обоснованы географические направления и конкретный перечень транспортных коридоров, их инфраструктура, вариант развития, который максимально соответствует требованиям международной транспортной сети, дана прогнозная оценка объемов перевозок по каждому коридора, определена этапность и приоритетность создания. Создание транспортных коридоров и вхождения их в международной транспортной системы является приоритетным общегосударственным направлением развития транспортно-дорожного комплекса.

Во время составления Концепции использованы протоколы, соглашения, меморандумы, определяют различные условия создания и функционирования международных транспортных коридоров, а также выполненные за период исследований разработки, обоснования и другие материалы.

Концепция должна быть стратегическим ориентиром для всех заинтересованных субъектов деятельности независимо от форм собственности и органов исполнительной власти, а ее основные положения - основой программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров.

  2. Организационная структура транспортно-дорожного комплекса, принципы развития и регулирования его деятельности в условиях рыночной экономики

Государственное регулирование деятельности транспортно-дорожного комплекса осуществляет Минтранс.

Единственные подходы к проведению государственной политики в области создания транспортных коридоров и вхождения их в международной транспортной системы разрабатывает Государственная комиссия по вопросам транспортных коридоров.

Субъектами хозяйственной деятельности в транспортно-дорожном комплексе есть предприятия и организации Укрзализныци, Укравиатранса, Укравтодора, Укрморречфлота, Укравтотранса, создаваемое в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 1996 г. № 1512 открытое акционерное общество «Транспортные коридоры», другие предприятия и организации независимо от форм собственности.

Основу функционирования транспортно-дорожного комплекса составляют рыночные отношения, важнейшими элементами которых являются разгосударствление, демонополизация, цивилизованная конкуренция, равенство структур всех форм собственности и расширения сферы применения частного капитала.

Создаются условия для ускоренного акционирования и приватизации предприятий транспортно-дорожного комплекса в соответствии с законодательством. Приватизация государственных предприятий осуществляется путем продажи акций открытых акционерных обществ, созданных на базе имущества этих предприятий, с сохранением в необходимых случаях контрольного пакета акций этих предприятий в государственной собственности.

Структурно организационные преобразования в транспортно-дорожном комплексе предусматривают обособление субъектов естественных монополий от субъектов и подразделений, работающих в рыночных условиях.

Анализируя прогноз развития экономики Украины с точки зрения транспортного обеспечения, можно сделать вывод, что общими приоритетными направлениями развития транспортно-дорожного комплекса должны быть:

• развитие межгосударственных транспортных связей;

• интеграция транспорта Украины в международную транспортную систему на основе создание национальной нормативной базы отрасли, приведенной в соответствие с международными документами;

• внедрение новой техники и современных технологий организации перевозок;

• развитие рыночной конкурентной среды в отрасли на основе содействия созданию предприятий различных форм собственности с привлечением как отечественных, так и иностранных инвесторов;

• внедрение в транспортно-дорожной отрасли международных стандартов и рекомендаций и развитие взаимовыгодного сотрудничества с национальными и международными организациями;

• обеспечение безопасности в транспортно-дорожном комплексе;

• развитие научной базы транспортно-дорожного комплекса, взаимовыгодное сотрудничество с иностранными научно-техническими заведениями;

• внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, уменьшение удельных топливно-энергетических затрат, комплексное решение проблемы охраны окружающей природной среды;

• создание информационных и автоматизированных систем управления; развитие коммуникаций Европа-Украина-Азия, Север-Юг, других новых национальных транспортных коммуникаций;

• расширение и совершенствование экспортных транспортных услуг;

• развитие туристических услуг по обеспечению сервиса на уровне развитых европейских стран.

В подотраслях транспортно-дорожного комплекса приоритетными направлениями являются:

автомобильный транспорт:

• развитие междугородных автобусных перевозок;

• ежегодное увеличение объемов межгосударственных перевозок;

• ежегодный рост объемов транзитных перевозок грузов;

• ежегодное увеличение поступлений средств в государственный и местные бюджеты за счет роста межгосударственных транспортных услуг и транзита;

ü железнодорожный транспорт:

• реконструкция и модернизация инфраструктуры важнейших магистралей;

• обновление подвижного состава;

• вхождение национальной инфраструктуры железных дорог к международной системе транспортных коридоров;

ü морской транспорт:

• обновление и пополнение флота;

• развитие круизного плавания;

• развитие экспортных услуг флота и увеличение объемов переработки

ü транзитных грузов в портах;

• расширение перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов;

• создание государственной системы безопасности судоходства;

• совершенствование систем управления и связи;

ü речной транспорт:

• расширение перевозок экспортно-импортных грузов;

• расширение перевозок на туристических судах, особенно перевозок иностранных туристов;

• совершенствование системы внутренних водных путей Украины;

• развитие нормативно-правовой базы речного транспорта для обеспечения интеграции внутренних водных путей Украины в общеевропейскую сеть транспортных коридоров;

ü автомобильные дороги:

• приведение технического уровня национальной сети автомобильных дорог в соответствие с международными требованиями;

• улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог, повышение уровня их обустройства, безопасности и экономичности перевозок, приведение их в соответствие с современными требованиями;

• доведение состояния искусственных сооружений на дорогах до современных нормативных требований;

• обеспечение высокого качества работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

• расширение объемов строительства автомобильных дорог, прежде всего по направлениям международных транспортных коридоров.

3. Транспортные связи, направления и перечень международных транспортных коридоров

Основные транспортные связи, проходящих через Украину:

• страны Центральной Европы - страны СНГ;

• страны Южной Европы, Ближнего Востока, Африки - страны СНГ;

• Индия, страны Центральной Азии, Дальнего Востока - страны Балтии, Скандинавии;

• Китай, страны Закавказья, Средней Азии, Дальнего Востока - страны Западной Европы, Балтии, Скандинавии.

Согласно этих направлений создаются транспортные коридоры, которые намечены Европейским Сообществом и по решению второй Пан-Европейской конференции министров транспорта европейских стран включены как составные части в сети международных транспортных коридоров:

- коридор № 3 - Берлин (Дрезден)-Вроцлав-Львов-Киев;

- коридор № 5 - Триест-Любляна-Будапешт (Братислава)-Львов;

- коридор № 7 - Дунайский (водный);

коридор № 9 - Хельсинки-Санкт-Петербург-Минск Москва-Киев-Кишинев (Одесса)-Димитровград (ЕС данная предварительное согласие на продолжение коридора к Апександрополіса).

4. Интеграция транспортных сетей Украины в международную транспортную систему

Вступление Украины в международных транспортных организаций и структур и ратификация ряда международных соглашений, конвенций и других документов по вопросам транспортных систем и перевозок стал первым шагом, с которого началась интеграция транспортно-дорожного комплекса Украины в международную транспортную систему.

Выгодное географическое положение Украины на пересечении путей из Европы в Азию, с Севера на Юг на фоне перегрузки и перенасыщение европейских транспортных узлов создает предпосылки для интеграции в международную транспортную систему, а наличие мощной промышленности позволяет рассчитывать на интеграцию в сферу разработки, производства и ремонта современной дорожно-транспортной техники.

Дальнейшая интеграция Украины в международную транспортную систему предусматривает:

• присоединение к существующим международных транспортных коридоров;

• дополнение новых направлений международных транспортных коридоров:

- продолжение коридора № 5: Львов-Ровно-Сарны-Минск;

- Балтийское море - Черное море: Гданьск-Варшава-Ковель-Одесса;

- Европа - Азия: Франкфурт-Краков-Львов-Днепропетровск-Алма-Ата

(продолжение коридоров № 3 и 5);

- ЧЭС: Анкара-Ереван-Тбилиси (Баку)-Ростов-на-Дону-Донецк-Одесса

(Кишинев)-Бухарест (Тирана)-Димитровград (Афины)-Стамбул;

- Евроазиатский: Одесса-Тбилиси (Ереван)-Баку-Ашхабад;

- Север - Юг: Харьков-Полтава-Кировоград-Одесса.

Концепцией предусматриваются два варианта развития транспортных коридоров на территории Украины, включенных как составная часть в сети международных транспортных коридоров:

• реконструкция и модернизация существующей сети;

• сооружение новой транспортной сети с полным комплексом инфраструктуры согласно с международными стандартами.

Реконструкция и модернизация существующей сети осуществляется преимущественно на конкурсной основе с привлечением средств государственного бюджета, прежде всего, за счет средств, поступающих на дорожные работы в соответствии с законодательством, а также других источников финансирования. Частный капитал привлекается к развитию отдельных объектов на транспортных коридорах, вспомогательной деятельности, сервиса т.д.

Сооружение новой транспортной сети осуществляется на конкурсной основе преимущественно с привлечением негосударственных средств, в первую очередь частного капитала, включая иностранный, под контролем и при участии государства, которое создает условия для привлечение капитала, гарантирует его возврат и дополнительную прибыль, готовит соответствующую законодательную и правовую базу.

К системе транспортных коридоров в Украине относятся: автомобильные транспортные коридоры, реконструируемых, с таким маршрутом следования в Украине:

Критский № 3: Краковец-Львов-Ровно-Житомир-Киев;

Критский № 5: Косины-Чоп-Стрый-Львов-Ровно - с ответвлением Сарны-Минск, Сторожница-Ужгород-Мукачево; Критский № 9: Новые Яриловичи-Чернигов-Копти-Киев - с ответвлениями Любашевка-Ппатонове, Любашевка-Одесса, Копти-Бачевск; ЧЭС: Рени-Ізмаїп-Одесса-Николаев-Херсон-Мелитополь-Бердянск-Маріупопь-Новоазовск; Европа - Азия: Краковец-Львов-Ровно-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Дебальцево-Изварино; Балтийское море - Черное море с ответвлением: Ягодин-Ковель-Луцк-Тернопіпь-Хмельницкий-Винница-Умань - порты Черного моря, Тернопіпь-Черновцы-Порубное/Мамапига; Евроазиатский: Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь;

автомобильные транспортные коридоры, намеченные для строительства:

Критский № 3: Краковец-Львов-Тернополь-Хмельницкий-Винница-Киев; Критский № 5: Косины-Ивано-Франковск-Тернополь-Подгайцы; Европа-Азия:Косины-Ивано-Франковск-Тернополь-Винница-Кировоград-Днепропетровск-Донецк-Изварино; Балтийское море - Черное море: Ягодин-Ковель-Луцк-Хмельницкий

Балта-Одесса;

Европа - Азия: Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь; Север - Юг: Харьков-Полтава-Кременчуг-Кировоград-Одесса; железнодорожные транспорте коридоры, реконструируются, с таким маршрутом следования в Украине:

Критский № 3: Мостиска-Львов-Красне-Тернополь-Хмельницкий-Жмеринка-Казатин-Киев;

Критский № 5: Чоп-Стрый-Львов-Ровно-Сарны-Минск; Критский №9 с ответвлениями: Кучурган-Раздельная-Жмеринка-Казатин-Киев-Нежин-Чернигов-Горностаевка, Раздельная-Одесса-Измаил-Рени, Нежин-Зерново; ЧЭС с ответвлениями: Рени-Измаил-Одесса-Колосовка-Помошная-Знаменка-Днепропетровск-Ясиноватая-Квашине, Харьков-Синельниково-Джанкой (Керчь, Феодосия)-Симферополь(Евпатория), Колосовка-Николаев-Херсон-Чаплино-Бердянск, Донецк-Мариуполь; Европа-Азия: Мостиска-Львов-Здолбунов-Казатин-Фастов-Знаменка-Днепропетровск-Красная Могила; Балтийское море - Черное море: Ягодин-Ковель-Здолбунов-Шепетовка-

Казатин-Жмеринка-Одесса; Евроазиатский: Херсон-Николаев-Одесса;

ü водный транспорт:

Критский № 7: Усть-Дунайский-Измаил-Рени.

Для обеспечения функционирования транспортных коридоров создаются транспортно-складские комплексы (ТСК), которые применяются для переработки контейнерных, контрейлерных и других грузов, по следующей классификации:

• сухопутные пограничные - Ковель, Франко-Транс-Рава-Русская (Жовква), Мостиска, Чоп, Харьков, Луганск, Донецк, Чернигов;

• сухопутные территории Украины - Киев, Житомир, Винница, Полтава, Суммы, Днепропетровск, Кировоград, Черкассы, Симферополь, Мелитополь, Одесса, Хмельницкий, Тернополь, Ровно, Львов, Ивано-Франковск;

• водные - Рени, Измаил, Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский, Ильичевск, Одесса, Южный, Николаев, Октябрьское, Херсон, Скадовск, Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Бердянск, Мариуполь, Запорожье, Днепропетровск, Киев.

Для обеспечения эффективной работы международных транспортных коридоров очень важным является создание новой инфраструктуры пограничных и таможенных пунктов пропуска в соответствии с международными стандартами, а также создание таможенных пунктов пропуска при ВСК.

5. Создание международной автомобильной сети