РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.5. РАЗВИТИЕ
ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ НА
Приоритетные задачи развития видов транспорта
Железнодорожный транспорт сохранит в перспективе ведущую роль в перевозках
пассажиров и грузов. Для обеспечения стабильной и рентабельной работы
приоритетными задачами его развития будут:
•
совершенствование структуры управления путем перехода на систему с дволанкову
отделением управления инфраструктурой от коммерческой деятельности;
•
обновление и модернизация основных фондов, прежде всего подвижного состава, развитие
систем телекоммуникации. Осуществление мероприятий по повышению производительности работы
подвижного состава, продлению сроков его эксплуатации, развитие с этой целью
базовых предприятий по ремонту подвижного состава;
•
переход на ресурсосберегающие, безлюдные и малолюдные технологии содержания,
технического обслуживания и ремонта инфраструктуры и подвижного состава;
•
внедрение технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество
транспортных услуг и снижение ресурсоемкости перевозок, расширение комплекса
сервисных услуг с учетом роста требований пользователей к их качеству,
переход на систему гарантированного обеспечения перевозок по договорам и
долгосрочным контрактам, организация системы комплексного транспортного
обслуживания, базирующейся на широком применении современных средств
информатизации, создание и развитие с этой целью национальных систем
управление пассажирскими и грузовыми перевозками;
•
проведение гибкой тарифной политики;
•
внедрение комбинированных перевозок, информационных и логистических технологий;
•
создание условий для равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта
компаний-операторов, независимо от формы собственности;
•
приведение в соответствие с европейскими стандартами и развитие международных
транспортных коридоров;
•
организация скоростного пассажирского движения.
На морском и речном транспорте приоритетными определены такие задачи:
•
совершенствование государственного регулирования деятельности морского и речного транспорта
путем разработки новых и пересмотра действующих законодательных и нормативно-правовых
актов, которые предусматривают одинаковые подходы к регулированию правоотношений
функционирования предприятий различных форм собственности, устанавливают правовые,
экономические и организационные основы их деятельности;
•
совершенствование управления путем изменения форм собственности и перехода на новые
организационные формы управления;
•
обеспечение высокого уровня конкурентоспособности отечественных предприятий
морского транспорта в условиях расширения конкурентной среды и повышения
качества транспортных услуг в соответствии с требованиями стандартов качества ISO 9002;
•
государственная и отраслевая поддержка судоходных компаний Украины путем обеспечения
в законодательном порядке паритетного участия национального флага в перевозках
экспортно-импортных грузов;
•
совершенствование систем управления безопасностью судоходства на основе введения
мероприятий, вытекающих из требований и решений Международной морской организации (ИМО);
•
нормативно-правовое обоснование создания лизинговой компании для решения
вопрос строительства судов, обновление парка перегрузочной техники и других
основных средств;
•
обеспечение благоприятных условий для интеграции морского транспорта Украины
международную транспортную систему путем создания национальной нормативной базы
отрасли, адаптированной к международной, в частности, ЕС;
•
быстрое восстановление основных фондов всех звеньев морского транспорта и
обеспечения соответствия их технического уровня перспективным требованиям;
•
обеспечение межотраслевой и межрегиональной координации в развитии транспортной
инфраструктуры, что обеспечит создание единого транспортного пространства,
рациональное использование транспорта;
•
использование выгоды географического положения Украины и ее возможностей
транспортных коммуникаций для доставки транзитных грузов;
•
реформирование и переоснащение морского портового потенциала Украины, создание
привлекательных для Европейского сообщества условий по привлечению
трансконтинентальных грузопотоков из европейских стран в азиатские регионы
через морские порты Украины;
•
совершенствование транспортных технологий и их увязку с производственными,
торговыми, складскими и таможенными технологиями;
•
создание механизма сбалансированного развития мощностей портов и припортовой
инфраструктуры смежных видов транспорта;
•
повышение уровня информатизации транспортного процесса и информационного взаимодействия
транспорта с другими отраслями экономики;
•
создание эффективных финансово-экономических механизмов, стимулирующих выделение
иностранных и отечественных инвестиций в развитие транспорта;
•
введение координированной тарифной политики на отраслевом (между различными видами
транспорта в смешанных перевозках) и национальном (с учетом услуг
транспортно-экспедиционных, экологических, таможенных и других служб) уровнях;
•
пересмотр и доработка национальных целевых программ транспорта, принятых без
надлежащего обеспечения ресурсами и взаимным согласованием друг с другом.
Приоритетное развитие должно быть снабжен дорожному хозяйству, как одной из
наиболее важной и наименее развитой составляющей транспортной системы.
Основной его задачей должно стать создание развитой сети современных
автомобильных дорог, что будет способствовать стабильному социально-экономическому развитию
государства, интеграции Украины в европейское сообщество, стимулированию развития
целого ряда отраслей промышленности, созданию новых рабочих мест и решению
социальных проблем, развития регионов.
Главным при этом является удовлетворение потребностей пользователей автомобильными дорогами и
населения страны.
Деятельность дорожного комплекса будет направлено на решение следующих
задач:
•
поддержание в надлежащем состоянии сети автомобильных дорог общего
пользования с одновременным повышением их технического уровня и пропускной
способности, приведение в соответствие с нормативными требованиями относительно весовых и
осевых нагрузок транспортных средств на дорогу;
•
строительство новых и реконструкция существующих автодорог, которые совпадают по
направлениям с международными транспортными коридорами, интеграция автомобильных
дорог Украины в международную сеть;
•
реализация наиболее значимых инвестиционных проектов, направленных на развитие
международных транспортных коридоров, развитие туристических маршрутов, отдельных
участков автодорог, которые нуждаются в повышении безопасности движения, в том числе на
концессионных началах;
•
завершение строительства подъездов ко всем населенным пунктам;
•
выполнение ремонтных работ на сети автомобильных дорог общего
пользования, сельских дорогах и улицах в населенных пунктах совпадают
с транзитными направлениями движения согласно научно обоснованных нормативов;
•
повышение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог к
европейского уровня, экологической безопасности, безопасности движения;
•
внедрение современных энергосберегающих технологий выполнения
ремонтно-строительных работ.
Для решения указанных задач предусматривается:
•
определить на законодательном уровне стабильные источники финансирования дорожного
хозяйства в необходимых объемах, исходя из социально-экономических и
оборонных потребностей государства и создать целевые дорожные фонды;
•
привлекать заимствования международных финансовых структур на строительство
автомобильных дорог, в том числе на концессионных началах.
На автомобильном транспорте должен полностью обеспечивать спрос на безопасное
и качественную перевозку пассажиров и грузов. Первоочередными задачами должны
быть:
•
оптимизация структуры пассажирского и грузового автотранспорта с грузоподъемностью
и пассажировместимости;
•
развитие региональных систем планирования, управления и контроля перевозками
пассажиров и грузов, транспортно-экспедиционного обслуживания;
•
обеспечение постоянного роста показателей качества транспортного
обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава;
•
обеспечение снижения количества ДТП и тяжести их последствий до уровня
развитых стран Европы.
На авиационном транспорте должен обеспечиваться спрос на воздушные
перевозки на внутренних и международных авиалиниях и качественное обслуживание
воздушного движения в воздушном пространстве Украины. Это возможно при условии:
•
обновление парка воздушных судов на современные и экономичные;
•
внедрение систем СNS/АТМ для обслуживания воздушного движения;
•
расширение внутренних воздушных линий;
•
развития сети узловых аэропортов и создании национального узлового
аэропорта на базе ГМА «Борисполь».
Первоочередными задачами должны быть:
•
завершение построения системы государственного регулирования и национальной нормативной
базы;
•
завершение процессов рыночных преобразований авиапредприятий, в первую очередь
выделение аэропортов в самостоятельные предприятия;
•
создание сильного, конкурентоспособного национального воздушного
перевозчика;
•
внедрение воздушных судов отечественного производства АН-140, АН-70, АН-74 и
современных воздушных судов зарубежной разработки;
•
создание эффективной системы лизинга воздушных судов;
•
внедрение гибкой тарифной политики, снижение себестоимости перевозок и
услуг;
•
обеспечение эффективной деятельности объединенной гражданско-военной системы
организации воздушного движения;
•
осуществление мероприятий по внедрению спутниковой системы СNS/АТМ;
•
поэтапный переход к использованию в воздушном пространстве Украины эшелонов ИКАО
и создание единой сети аэронавигационного связи;
•
обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности путем развития механизмов
надзора и контроля.