УРОК №№ 59-60. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
Цель урока: формировать знания об особенностях деятельности службы занятости; развивать навыки экономического анализа личных интересов; способствовать развитию логического мышления и мотивации к глубокому изучению экономических проблем.
Тип урока: закрепление и применение знаний, умений и навыков.
Формы работы: тематическая экскурсия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Лекция учителя
1 июля 2008 г. исполнилось двенадцать пять лет с тех пор, в городских и районных центрах занятости было официально начато регистрации безработных в Украине, то есть в государстве начал формироваться и действовать рынок труда.
Закон Украины «О занятости населения», принятый Верховной Радой Украины 1 марта 1991 p., ряд положений, касающихся практической реализации настоящего закона, а также специальные постановления Кабинета Министров Украины создали правовое поле деятельности государственной службы занятости.
В ст. 18 Закона Украины «О занятости населения» (далее - Закон о занятости) указывается:
«Для реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно неработающих граждан в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления».
На современном этапе государственная служба занятости действует как единая целостная система органов исполнительной власти с трехуровневой структурой.
Первый (базовый) уровень - это районные, городские, межрайонные, районные в городах центры занятости, которые непосредственно принимают граждан и предоставляют им услуги в соответствии с действующим законодательством о занятости.
Второй уровень - это центр занятости Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские центры занятости со статусом областных, осуществляющих территориальное распределение трудовых ресурсов и участвуют в разработке региональных программ занятости согласно местных особенностей и потребностей.
Третий (верхний) уровень - это Государственный центр занятости, который отвечает за реализацию единой политики занятости на всей территории Украины, мер социальной защиты и содействия занятости незанятых граждан, организационно-методическое, правовое и нормативное обеспечение, создание единой информационно-справочной системы, развитие материально-технической базы службы занятости, подготовку кадров всех уровней, международные связи, рациональное использование средств фонда занятости населения, а после его ликвидации - фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (с 1 января 2001 p.).
В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе занятости.
Главными задачами государственной службы занятости являются:
• разработка и осуществление мер по реализации государственной политики занятости, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и материальную помощь гражданам на случай безработицы;
• систематическое изучение процессов на рынке труда и в сфере профессиональной занятости и профессионального обучения, а также составления необходимых прогнозов для разработки и внедрения мероприятий по регулированию рынка труда и занятости рабочей силы;
• рациональное и эффективное использование средств Государственного фонда содействия занятости населения;
• контроль над соблюдением законодательства о занятости государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Государственная служба занятости в соответствии с возложенными на нее задачами:
• информирует население о состоянии рынка труда, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, об услугах, предоставляемых службой занятости;
• консультирует граждан по вопросам получения работы, в том числе в других населенных пунктах государства, условий и оплаты труда;
• информирует и консультирует владельцев предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы о наличии незанятой рабочей силы на соответствующей территории, возможность обеспечения ею предприятий, учреждений и организаций, включая проведение переселения граждан и членов их семей из других регионов;
• осуществляет учет граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства, свободных рабочих мест и вакантных должностей, создает автоматизированные банки данных о потребности предприятий, учреждений и организаций в кадрах;
• осуществляет отбор и направление на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования работников нужных профессий (специальностей) и квалификации, контроль за их трудоустройством;
• проводит первичный учет трудоустройства граждан, а также граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку и оплачиваемые общественные работы; способствует созданию дополнительных рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также на территориях приоритетного развития;
• разрабатывает прогнозы относительно структуры рабочих мест, потребностей предприятий, учреждений и организаций в работниках по профессиональным составом и определяет на этой основе объемы и направления профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения;
• осуществляет мероприятия по профессиональной подготовке, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и безработных как в учебных заведениях системы службы занятости, так и в других учебных заведениях с учетом индивидуальных способностей и интересов граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
• участвует в подготовке и реализации государственных и территориальных программ занятости, мер по предотвращению безработице;
• вносит в местных государственных администраций, исполнительных комитетов соответствующих советов народных депутатов предложения по бронированию на предприятиях, в учреждениях и организациях до 5 % общего количества рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
• принимает участие в организации оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам-на других предприятиях, в учреждениях и организациях;
• регистрирует безработных, осуществляет их трудоустройства, а также выплачивает пособие по безработице, оказывает материальную помощь безработному и членам семьи, находящимся на его иждивении, выдает беспроцентные ссуды для занятия предпринимательской деятельностью;
• выплачивает стипендии гражданам, которые по направлению службы занятости проходят профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
• готовит предложения по определению территорий приоритетного развития, где увеличение количества рабочих мест поощряется государством;
• информирует население о наличии учебных заведений, центров, курсов, технических школ, комбинатов, пунктов подготовки и переподготовки кадров, об условиях обучения в них;
• осуществляет работу по вопросам организации профессиональной деятельности граждан Украины за границей;
• выдает сертификаты коммерческим организациям, оказывающим услуги, связанные с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой к работе граждан по новой профессии, а также способствуют трудоустройству граждан в период временного пребывания за границей;
• готовит предложения о целесообразности и возможности привлечения и использования иностранной рабочей силы, содействует иностранным гражданам в профессиональной деятельности;
• осуществляет контроль над соблюдением государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования законодательства о занятости населения; принимает меры по предотвращению незаконного использования рабочей силы;
• разрабатывает статистическую отчетность о состоянии рынка труда, обеспечивает ее достоверность и своевременное представление;
• проводит учет и составляет отчеты о расходовании средств Государственного фонда содействия занятости населения.
III. Изучение нового материала
Экскурсия в региональный центр занятости
Цель и задачи экскурсии: ознакомление с особенностями деятельности местного центра занятости, ситуацией на рынке труда, содержанием труда людей разных профессий и т.д.
Подготовка к экскурсии включает:
для учителя:
• изучение соответствующей литературы о деятельности служб занятости;
• составление плана проведения экскурсии, в котором предусмотрено последовательность изучения главных вопросов урока, содержание объяснения учителя и экскурсовода, вопросы и задания учащимся для наблюдения и сбор материала;
• совместное с экскурсоводом выделения вопросов, требующих особого внимания;
для учащихся:
• проработка основного теоретического материала, что касается службы занятости;
• получение заданий по подготовке рассказа о содержании деятельности центра занятости.
После завершения экскурсии подводятся итоги: экскурсовод рассказывает о перспективах учреждения, а учитель отмечает наиболее активных учащихся во время экскурсий и информирует их дальнейшие задачи изучения предмета.
Каждая экскурсия имеет большое воспитательное значение, которое заключается в углублении учащимися приобретенных знаний, расширении общего кругозора и в прикладном плане.
Опережающие задания для учащихся
1. Проработать теоретический материал учебника.
2. Проработать нормативные документы, регулирующие деятельность государственной службы занятости.
3. Составить прогноз: на какие профессии будет наиболее спрос на региональном рынке труда через пять-восемь лет.
План отчета об экскурсии
1. Структура центра занятости.
2. Основные задачи, стоящие перед специалистами службы занятости на современном этапе.
3. Региональные различия в деятельности центров занятости.
4. Ситуация на местном рынке труда.
5. Наиболее популярные специальности на региональном рынке труда.
6. Организация профессионального обучения безработных службой занятости.
7. Мероприятия по социальной защите незанятого населения.
8. Формы информационно-консультативной работы центра.
9. Порядок регистрации в службе занятости.
10. Особенности трудоустройства через службу занятости.
11. Анализ рынка вакансий в центре занятости города.
IV. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся
Презентация отчетов об экскурсии до регионального центра занятости.
Рефлексия
Психологический тест «Какая работа вам подходит?»
Чтобы узнать, какой тип работы вам больше подходит, пройдите этот несложный тест, выбирая один из предложенных вариантов ответа.
Вопрос
1. Что на работе вас привлекает больше всего?
а) Работа с техникой;
б) работа и с техникой, и с людьми;
в) общение с людьми.
2. Где бы вы хотели жить?
а) В городе;
б) маленьком селе;
в) в лесу, подальше от чужих глаз.
3. Любите ли вы дарить подарки?
а) Конечно;
б) не всегда;
в) нет.
4. Вас привлекает работа в области научных познаний или общественной деятельности?
а) В области науки;
б) не знаю;
в) общественная работа.
5. Что интересного в профессии продавца?
а) Общение с клиентами;
б) не знаю;
в) ведение документации.
6. Выдвигали ли вас когда-нибудь на руководящие должности?
а) нет, Ни разу;
б) несколько раз;
в) много раз.
7. Предположим, вы сделали научное открытие. Что вы будете делать дальше?
а) Удосконалюватиму его;
б) не знаю;
в) найду ему практическое применение.
Инструкции
За каждый ответ «а» поставьте 1 балл, за ответ «б» - 2 балла, за ответ «в» - 3 балла. Суммируйте полученные баллы.
Результаты теста
До 9 баллов. Вы просто созданы для работы с людьми. Вы открыты и доброжелательны, отзывчивы и непринужденные. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям притягивают к вам окружающих. Вы не боитесь критики, однако уделяйте больше внимания близким людям, чтобы отношения с ними не стали поверхностными.
10-15 баллов. Вы одинаково хорошо работаете и в одиночестве, и в коллективе. Вам интересна работа с техникой и контакты с людьми. Вы не замкнутый человек, хотя иногда вам хочется побыть наедине. Вам скучно без общения, но больше всего вас увлекает не цель, а процесс.
16-21 балл. Вы склонны работать в одиночестве, стремитесь к ясности и четкости. Вам трудно разобраться в тонкостях человеческих отношений, но вы легко справляетесь со сложными задачами. Вам непросто добиться глубокой привязанности, и это порой обижает друзей и близких.
V. Домашнее задание
Проработать материал учебника и подготовиться к контрольной работе.