ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА ОБИТАНИЯ
В
этой теме школьники знакомятся с основами экологических знаний и особенностями
взаимодействия животных с окружающей средой, а также эволюционным развитием
животного мира.
УРОК № 56
Тема.
Животные и окружающая среда.
Цель:
дать общее представление о влиянии факторов среды на животных,
показать разнообразие приспособлений животных к воздействию различных факторов среды.
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы,
позволяют иллюстрировать влияние факторов среды на животных и приспособления
животных к воздействию различных факторов среды.
Базовые
понятия и термины: факторы среды, приспособление к
факторов среды.
Тип
урока: комбинированный.
Ход урока
І.Організаційний
этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Обсуждение
проблемной ситуации или вопроса
Которые
факторы среды могут влиять на животные организмы?
III. Изучение нового материала
Рассказ
учителя с элементами беседы
1. Влияние факторов среды на
животных
Среда
существование организмов - это та часть природы, в которой они живут, чувствуя на
себе разнообразен ее влияние, и, в свою очередь, сами влияют на нее. Все
организмы находятся в определенных, окружающих их условиях среды, включающих
все неживое и живое вокруг них.
Факторы
среды - это те условия, которые влияют на организмы. Среди них, как вам
известно, различают три основные группы:
- факторы
неживой природы;
- факторы
живой природы;
- факторы,
связанные с человеческой деятельностью.
Факторы
неживой природы - это температура, свет, влажность, солевой и газовцй состав,
ветер или течения, рельеф и др. Одни из них, например свет и температура,
определяют распространение по Земле многих животных. Другие, например почва, рельеф,
влажность, количество осадков, часто определяют образование совокупности растений, а
вместе с ними и животных, их населяющих.
Факторы
живой природы - это все виды живых существ, влияют друг на друга. Между различными
организмами, в том числе между растениями и животными, сложились разнообразные
связи и отношения. Главные из них - это связи питания. Зеленые растения на
светлые создают органические вещества из неорганических. Органическими веществами
растений питаются травоядные животные (многочисленные насекомые, птицы, грызуны, копытные).
Связи
и отношения между животными могут быть самыми разнообразными. Например,
хищничество - когда животные одного вида поедают особей другого вида. Кроме того, между
различными организмами могут быть паразитические отношения, при которых один из них
(паразит) использует другого (хозяина) как источник пищи или место постоянного или
временного пребывания.
Человеческое
деятельность, что влияет на жизнь организмов, называют антропогенным фактором.
Сюда относятся как непосредственное воздействие человека на те или иные организмы (например,
охота, рыбная ловля), так и косвенный. Так, при рубке леса человек не
уничтожает животных непосредственно, однако уничтожает их среду обитания.
Некоторые
факторы среды остаются в течение длительного времени более-менщ постоянными.
Большинство меняется как в течение суток (например, температура, освещенность,
влажность), так и в течение сезонов года (температура, длина дня, образование
снежного покрова). Наконец, наблюдаются климатические изменения, происходящие
за годы и десятилетия. Соответствующие изменения происходят и в жизнедеятельности
животных.
2. Приспособления животных к
влияния различных факторов среды
В
процессе эволюции у животных возникают приспособления (адаптации) к определенным условиям
существования. Адаптации касаются разных сторон жизненных процессов и поэтому могут
быть нескольких типов.
Морфологические
адаптации связаны с изменением строения тела. Например, появление перепонок между
пальцами ног у водоплавающих животных (амфибий, птиц и т.д.), густого шерстяного
покрова в северных млекопитающих, длинных ног и длинной шеи у болотных птиц,
гибкого тела У норных хищников (например, у ласки) и т. п. У теплокровных
животных при продвижении на север отмечается увеличение средних размеров
тела, что уменьшает теплоотдачу. В придонных рыб формируется плоское тело (скаты,
камбала и т.д.).
Защитное
окраска также является адаптацией, которая важна для видов животных, не имеющих
эффективных средств защиты от хищников. Благодаря защитному окрасу животного
становятся менее заметными на местности.
На
севере чаще встречается белую или светлую окраску, что помогает
маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши
ластоногих - беляки и др.). У ряда животных появилось окраску, образованное
чередованием светлых и темных полос или пятен, что делает их менее заметными в зарослях,
густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые
животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны,
осьминоги, камбала и др.)
Маскировка
заключается в том, что форма тела и его окраска делают животных
похожими на листья, сучки, ветки, кору или колючки растений. Часто встречается в
насекомых, обитающих на растениях.
Некоторые
виды насекомых, имеющие ядовитые или пахучие железы, имеют яркое предостерегающее
окраску. Поэтому хищники, которые однажды столкнулись с ними, надолго
запоминают это окраска и больше не нападают на таких насекомых (например,
осы, шмели, божьи коровки, колорадские жуки и ряд других).
Мимикрия - это
окраска и форма тела кротких животных, подражают своих ядовитых сородичей.
Например, некоторые неядовитые змеи похожи на ядовитых. У некоторых бабочек на
крыльях имеются большие пятна, напоминающие глаза хищников.
Кроме
морфологических есть и физиологические адаптации. Этот тип адаптации связан с
перестройкой обмена веществ в организме. Например, появление теплокровності и
терморегуляции у птиц и млекопитающих. В более простых случаях - это приспособление
до определенных форм пищи, солевого состава воды, высоких или низких температур,
влажности почвы и воздуха и т.д.
Поведенческие
адаптации связаны с изменением поведения в тех или иных условиях. Например,
забота о потомстве приводит к лучшей выживаемости молодых животных.
Все
приспособление целесообразны лишь для определенных условий среды, в которых они выработались.
При изменении этих условий адаптации могут потерять свою ценность или даже нанести
вреда организмам, которые их имеют. Например, белая окраска зайцев, хорошо
защищающее их на снегу, становится опасным в малоснежные зимы или во время сильных
оттепелей.
IV.Узагальнення, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся
Работа
с учебником
Школьники
рассматривают рисунки на с. 248-250. Затем они читают текст параграфа на с.
248-250.
Проверить
свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-3 на с. 250.
Работа
с тетрадью
Выполнить
Задания в тетради [3, с. 84-85].
V.Самостійна работа учащихся и
Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 250, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 55, ответить на вопросы 4, 5 после параграфа на
с. 250.
В тетради [3, с. 84-85] выполнить задание.