Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

 

УРОК № 55

 

Тема. Роль млекопитающих в экосистемах. Значение и охрана млекопитающих.

Цель: ознакомить учащихся с ролью млекопитающих в экосистемах и их значением для человека.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать роль млекопитающих в экосистемах и их значение для человека.

Базовые понятия и термины: екосиcтема, разнообразие животных, охрана животных.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации или вопроса

Или смогла бы человек обойтись в своей хозяйственной деятельности без млекопитающих?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Роль млекопитающих в экосистемах

Млекопитающие распространены практически на всей Земле. В районе Северного полюса бывают белые медведи, ластоногие, китообразные (нарвали). Широко распространены млекопитающие и в разных средах существования. Достаточно вспомнить, что наряду с наземными видами, которых большинство, ряд видов в той или иной степени связан с водной средой, многие из них активно летает в воздухе; кроме того, значительное число зверей живет в почве, где проходит вся или большая часть их жизни. Ни один класс позвоночных не дал такого разнообразия форм, как млекопитающие.

Степень и характер взаимосвязей с жизненной средой разные. Некоторые животные живут в достаточно разнообразной обстановке. Например, обыкновенная лисица распространена в лесах, степях, пустынях и горных районах. Волки живут в еще более разнообразных условиях (кроме указанных зон для лисы, волки встречаются и в тундре). Среди обитателей лесов звери, ведущие строго наземный образ жизни (лось, настоящие олени, косуля, африканская окапи). Млекопитающие, обитающие в открытых пространствах, имеют различные форади и степень специализации.

В экосистемах млекопитающие являются консументами, то есть потребителями готовой органики. Они могут быть консументами первого порядка, т. е. травоядными, а могут быть консументами второго порядка и употреблять животную пищу. Хищные млекопитающие замыкают трофические цепи. Есть всеядные млекопитающие, которые употребляют органику из всех трофических уровней - и растительную и животную.

2. Значение млекопитающих для человека

Значение млекопитающих в жизни человеческого общества весьма разнообразно. Это определяется, с одной стороны, обилием и разнообразием видов зверей, с другой стороны - разнообразием хозяйственной деятельности человека.

Оценка значение ряда видов иногда встречается с трудностями, связанными с тем, что один и тот же вид в различных природных и хозяйственных обстоятельствах играет разную роль. Много видов мелких грызунов вредные для полевых культур. Местами они мешают лісонасадженню. Вместе с тем ими питаются пушные хищники, мех которых представляет собой большую товарную ценность.

Лесные мышевидные грызуны составляют основу кормового благополучия для таких ценных зверей, как, например, соболь, куница, норка, колонок. Но в известной ситуации они представляют опасность для здоровья человека как носители инфекций.

Вблизи посевов, несомненно, вредные суслики и полевки. Они вредят посевам на разных стадиях их роста: поедают высеянные семена, портят лестницы, уничтожают семена созревших растений. Слепыши, цокори, местами водяные полевки и кроты, выбрасывая при сооружении нор землю на поверхность, затрудняют сенокошения.

Некоторые млекопитающие, в основном грызуны, имеют существенное эпидемическое значение, потому что есть носителями и переносчиками опасных для человека заболеваний. Сурки, суслики, песчанки, крысы - бациллоносители и распространители страшного заболевания людей - чумы. Чумные палочки передаются человеку при непосредственном контакте или через блох, питающихся на больных звірятках.

С другой стороны, диких млекопитающих добывают для получения разнообразных продуктов, а также проводят на них спортивная охота.

Приручение и одомашнивание млекопитающих начато еще в далекой древности. Полностью одомашненные виды хорошо подчиняются человеку и свободно размножаются в неволе. Например, собака, лошадь, рогатый скот и много щших.

Большинство домашних зверей образует большое разнообразие пород, отличающихся не только по внешним видом, но и по хозяйственным использованием.

3. Животноводство

Животноводство - важная отрасль хозяйства, что дает пищевую продукцию при разведении млекопитающих как сельскохозяйственных животных. Пищевая продукция, получаемая при их разведении, обеспечивает человека ценными продуктами питания - молоком, мясом, жиром. Кроме того, побочная продукция животноводства используется в других отраслях хозяйства человека. Так, например, в промышленности применяют кожу, шерсть, щетину, с некоторых продуктов и отходов получают лекарственные препараты, удобрения и т.п.

Животноводство возникло в далекой древности, когда человек стал приручать диких животных и использовать для своих нужд. С помощью селекции человек изменил природу одомашненных животных с целью повышения их производительности. В наше время создаются новые породы, которые отличаются особенно высокой удійністю и жирностью молока или высо - копоживним мясом и другими качествами, полезными для человека. Одними из главнейших сельскохозяйственных животных стали разнообразные породы крупного и мелкого рогатого скота, а также свиньи.

Большая рогатый скот - это домашние млекопитающие - потомки тура, вымершего дикого быка. Тур - жуйний парнокопитний млекопитающее немалых размеров, высотой в холке до 2 метров. К XV в. тур был распространен в лесостепи и степях Евразии. В XV-XVI вв. он сохранился только в Польше, где последняя самка погибла в 1627 г. Считают, что тур был одомашнен в Греции около 7000 лет до н. э. С тех пор было выведено множество пород, которые отличаются величиной, окраской, приспособленностью к местных условий, а главное - производительностью.

Породы делятся на три основные группы - молочные, молочно-мясные и мясные. Основу животноводства составляют молочные породы.

Молочно-мясные породы, сохраняя высокую производительность из молока, имеют в то же время красивые мясные качества: большую массу и высокое качество мяса. Мясные породы отличаются большой массой и быстрой зрелостью.

Мелкая рогатый скот - это потомки диких горных баранов и горных козлов, теперь это домашние породы овец и коз. Родоначальниками всех пород домашних овец является муфлоны - разновидность горного барана архара.

Свиноводство - одна из важнейших отраслей скотоводства. Одомашнивание дикого кабана, от которого свиньи ведут свое происхождение, произошло 6-7 тысяч лет назад.

Еще одна отрасль хозяйства - коневодство. Родоначальником пород домашних лошадей есть дикий лошадь тарпан высотой в холке до 136 см. Ранее тарпан был распространен в степи и лесостепи Европы и в Западном Казахстане.

Тарпан одомашнен 5-6 тысяч лет назад. В настоящее время известно более 200 пород домашних лошадей. После одомашнения лошадь стала постоянным помощником человека в выполнении сельскохозяйственных и транспортных работ. Человек с древнейших времен совершенствовала качества лошадей и создала три основные группы пород - верховые, тягловые и ваговозні.

4. Охрана млекопитающих

В целом класс Млекопитающие представляет огромное природное богатство, но относиться к нему надо бережно.

По предыдущие века человеком было полностью истреблено более 100 видов млекопитающих. Среди истребленных животных такие уникальные, как морская корова, бык тур, дикая лошадь тарпан и другие.

Международное научное сообщество обеспокоено проблемой сохранения и увеличения численности редких животных. Из млекопитающих это касается в первую очередь некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана и других животных. Опыт показывает, что при надлежащей постановке дела восстановления численности видов вполне реальное.

Итоговая оценка значения ряда видів'ссавців иногда встречается с трудностями, связанными с тем, что один и тот же вид в различных природных и хозяйственных обстоятельствах играет разную роль. Много видов мелких грызунов вредные для полевых культур. Местами они мешают лісонасадженню. В то же время ими питаются пушные хищники, мех которых представляет большую товарную ценность. Лесные мышевидные грызуны составляют основу кормового благополучия для таких ценных зверей, как, например, соболь, куница, норка, колонок.

Но в целом естественная біорозмаїтість является важнейшим фактором устойчивости живых систем, поэтому необходимым является сохранение всех видов, которые входят в их состав.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 239-241, знакомясь со значением и охраной млекопитающих. Затем они читают текст на с. 239-242.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-С на с. 242.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 78-79, с. 82-83].

V.Самостійна работа учащихся

Школьники отвечают на вопросы рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию на с. 243. Затем знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 242, при необходимости записывают выводы в тетрадь. В тетради [3, с. 80-81] ученики выполняют задачи.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 54, ответить на вопросы 4, 5 после параграфа на стр. 242. Ознакомиться с содержанием рубрики «Энциклопедическая вставка» на с. 244, 245, прочитать выводы на с. 246.