РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 12. Социальная философия
§3. Культура истории
...История 
не завершена, она таит бесконечные возможности... В этой перспективе каждый человек 
должна задать себе вопрос - какое место она там займет, во имя чего она будет 
действовать.
К. 
Ясперс
Своего рода продолжением исторических концепций, стремящихся осмыслить судьбу человечества 
через познание его прошлого, попытки понять сущность нынешнего и будущего.
В этом плане наибольший интерес вызывают взгляды Френсиса Фукуямы и Самуэля Хантингтона. 
Фукуяма выдвинул известный тезис о конце истории после окончания противостояния блоков 
НАТО и Варшавского договора , после которого уже исключаются мировые войны и универсальные 
идеи либерализма, культура западной цивилизации захватывает весь мир. Хантингтон же 
утверждает, что с окончанием холодной войны история уже не является борьбой наций, которые 
формируют государства, а становится борьбой цивилизаций, культурных сообществ, имеющих 
разную историю, языки, традиции и, главное, религии. В современном мире он выделяет 
восемь цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, 
латиноамериканскую и африканскую (которая сейчас формируется).
Сближение между ними он считает невозможным и предполагает неизбежность конфликтов: между 
западным христианством и православием; между западной цивилизацией и исламом; между 
православием и исламом, между мусульманами и индуистами; между США и Японией; между 
США и Китаем. Эти конфликты приобретают формы экономической конкуренции только в отношениях 
США, Европы и Японии, а все остальные тяготеют к насилию.
Особенно опасная ситуация государств, в которых существуют разные цивилизации. Прежде всего, 
угроза "быть разорванными" касается Турции, Мексики и России - стран, 
что находятся на границе западной и исламской цивилизации (Турция), латиноамериканской 
и североамериканской (Мексика). То же самое касается стран со смешанной євроазіатською 
ориентацией (Россия). Развитие разных культур в пределах США также, по его мнению, может 
привести к развалу этого государства.
Наибольшую опасность для западной цивилизации, считает Хантингтон, составляют китайская 
и исламская цивилизации, исходя из чего он указывает на необходимость сотрудничества 
Запада с Россией для сдерживания "конфуцианско-исламской угрозы".
Другие исследователи предполагают невозможность взаимопонимания между европейской и китайской 
цивилизациями, в которых тотальная социализация приобретает такой характер, что он даже 
не может быть описан и проанализирован с помощью понятий и средств западного 
мышления (А. Хантер. Диалог цивилизаций Восток-Запад // Вопросьі философии. - 
1998.- №2.- С. 173-177). На этом симпозиуме обращается внимание на двойственное отношение 
ислама к западной культуре. С одной стороны, он издавна был открыт для диалога 
с другими культурами, как и европейская культура, формировался на основе иудейского 
монотеизма и античной философии. Но, с другой, современная исламская культура настолько 
своеобразная, что сейчас некоторые специалисты считают возможным лишь их практическое взаимодействие. 
А культурный диалог возможен лишь в абстракции, в реальности он невыполним.
Однако необходимость и даже неизбежность такого диалога вызывается в наше время уже 
не соображениями его плодотворности для развития культуры, а тем, что от этого зависит 
будущее человечества: станет ли история человечества историей его культуры, а не войн и распрей, 
станет ли история человечества цивилизованной и культурной, основанной не на насилии, 
а на взаимоуважении.
Привлекательной, но является проблематичной в этой связи перспектива истории с точки зрения 
К. Ясперса, который выступает за объединение всех людей, всего человечества на основе философской 
веры, которая возникла в древние времена в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней 
Греции. В этот период на смену мифологии приходит философия, а мировые религии заменяют 
язычество. Человек словно пробуждается к ясному мышлению, способного проникать 
в скрытую сущность вещей. Именно в этом Ясперс видит специфику философского мышления, 
что возникает и составляет главный объединяющий начало человечества - "ось мировой 
истории". "Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворенностью... 
Человек больше не замкнут в себе. Она неизвестна для самой себя, а потому открытая 
для новых неограниченных возможностей", - отмечал Ясперс. Это пробуждение духа 
и является началом общей истории человечества, связанного высшими, духовными узами. К 
того, существовали только локальные культуры.
Возникновение напряженного духовной жизни одновременно в разных районах Земного шара (действительно, 
современниками были Лао-цзы, Конфуций, Зороастр, Джина, Будда, Пифагор, Анаксимандр, 
Гераклит) Ясперс считает важным доказательством духовного единства человечества, что имело общее 
трансцендентное источник.
Ясперс понимает осевое время как священную эпоху мировой истории, корни которой - вне 
ею самой. Он последовательно выступает против просветительского, одномерно рационального 
подхода к истории и человека, опирается на тезис о неограниченных возможностях рационального 
познанию и претендует на то, чтобы быть руководством к действию. Такой опасной ошибкой 
Ясперс считает марксизм в социологии, психоанализ Фрейда в психологии, расовые теории 
в антропологии.
Только общие духовные ценности могут быть основой общечеловеческой коммуникации, 
взаимопонимании. Если человечество не осознает этого, то ему грозит катастрофа.
Отсюда вытекает чрезвычайная важность философии для всего общества - она призвана 
объединить всех людей с помощью философской веры, и только одна может стать противоядием 
рационалистическим утопиям, которые обещают рай на Земле, но на самом деле ведут в ад 
тоталитаризма, межнациональных и гражданских войн, взаимного недоверия и деградации. 
Ясперс считает, что несовместима с сомнениями полная уверенность, предполагаемая религией, 
обязательно приводит к фанатизму, нетерпимости и споров. Единение людей возможно 
только на основе незнания и сомнений, что ведут к примирению, удивление и терпимости, 
толерантности, то есть только философская вера ведет к единению и миру, и она должна 
стать основой культуры истории.
В истории человечества Ясперс выделяет три фазы: доісторію, историю и мировую историю.
♦ Доісторія охватывает время 
становления человека-от возникновения языка и рас до начала исторических культур.
♦ История охватывает период 
формирование великих культур древности: шумерской, египетской, эгейской, доарийской 
в Индии и культуры Китая. Развертывание этих культур идет параллельно, и лишь иногда 
возникают духовные связи, которые существенно влияют на будущее развитие.
♦ Мировую историю готовят 
великие географические открытия, великие империи прошлого, универсально мыслящие люди 
античности и Нового времени. Возникает глобальное единство мира и человечества, начинается 
универсальная история человечества - мировая история. Возникла возможность всемирного 
общение. Но все это - лишь начало третьей фазы, основой которой стали успехи Европы 
в науке и технике. Будущее невозможно предсказать, поскольку оно не является определенным, 
а зависит от людей. Можно лишь выявить тенденции нынешнего, что является вопросами к 
будущего. Ясперс выделяет три главные тенденции сегодняшнего дня: социализм, мировой 
порядок, веру.
Социализм, за Ясперсом, является выражением стремления народных масс к справедливости. Единство 
планеты нуждается в установлении мирового порядка, альтернативой которому мыслитель считает 
мировую империю.
Потеря традиционной веры заставляет людей обращаться к источникам веры в своей душе. Возникает 
альтернатива: нигилизм или любовь. "...Будущее человечества,- заключает К. Ясперс,- 
не придет именно как явление природы. Все то, что сегодня и каждую минуту совершают 
люди, как они мыслят и чего ждут, является залогом будущего, его источниками, которые 
зависят от людей".
Контрольные вопросы:
1. 
Особенности культуры Запада и Востока.
2. 
Функции массовой культуры.
3. 
Концепции исторического круговорота.
4. 
Типы цивилизаций (М. Данилевским).
5. 
Законы развития культурно-исторических типов (по М. Данилевским).
6. 
Четыре формы деятельности цивилизаций (М. Данилевским).
7. 
Концепция цивилизаций А. Тойнби.
8. 
Три периода всемирной истории (М. Хоркхаймером и Т. Адорно).
9. 
Философия истории А. Гумилева.
10. 
Марксистская концепция истории.
11. 
Концепция истории К. Ясперса (три фазы в истории человечества).
12. 
Тезис "конца истории" Ф. Фукуямы.
13. 
Взгляды С. Хантингтона на будущее (геополитическая концепция).
14. 
Философская вера (по К. Ясперсом).