Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 12. Социальная философия

§3. Культура истории

...История не завершена, она таит бесконечные возможности... В этой перспективе каждый человек должна задать себе вопрос - какое место она там займет, во имя чего она будет действовать.

К. Ясперс

Своего рода продолжением исторических концепций, стремящихся осмыслить судьбу человечества через познание его прошлого, попытки понять сущность нынешнего и будущего.

В этом плане наибольший интерес вызывают взгляды Френсиса Фукуямы и Самуэля Хантингтона. Фукуяма выдвинул известный тезис о конце истории после окончания противостояния блоков НАТО и Варшавского договора , после которого уже исключаются мировые войны и универсальные идеи либерализма, культура западной цивилизации захватывает весь мир. Хантингтон же утверждает, что с окончанием холодной войны история уже не является борьбой наций, которые формируют государства, а становится борьбой цивилизаций, культурных сообществ, имеющих разную историю, языки, традиции и, главное, религии. В современном мире он выделяет восемь цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую (которая сейчас формируется).

Сближение между ними он считает невозможным и предполагает неизбежность конфликтов: между западным христианством и православием; между западной цивилизацией и исламом; между православием и исламом, между мусульманами и индуистами; между США и Японией; между США и Китаем. Эти конфликты приобретают формы экономической конкуренции только в отношениях США, Европы и Японии, а все остальные тяготеют к насилию.

Особенно опасная ситуация государств, в которых существуют разные цивилизации. Прежде всего, угроза "быть разорванными" касается Турции, Мексики и России - стран, что находятся на границе западной и исламской цивилизации (Турция), латиноамериканской и североамериканской (Мексика). То же самое касается стран со смешанной євроазіатською ориентацией (Россия). Развитие разных культур в пределах США также, по его мнению, может привести к развалу этого государства.

Наибольшую опасность для западной цивилизации, считает Хантингтон, составляют китайская и исламская цивилизации, исходя из чего он указывает на необходимость сотрудничества Запада с Россией для сдерживания "конфуцианско-исламской угрозы".

Другие исследователи предполагают невозможность взаимопонимания между европейской и китайской цивилизациями, в которых тотальная социализация приобретает такой характер, что он даже не может быть описан и проанализирован с помощью понятий и средств западного мышления (А. Хантер. Диалог цивилизаций Восток-Запад // Вопросьі философии. - 1998.- №2.- С. 173-177). На этом симпозиуме обращается внимание на двойственное отношение ислама к западной культуре. С одной стороны, он издавна был открыт для диалога с другими культурами, как и европейская культура, формировался на основе иудейского монотеизма и античной философии. Но, с другой, современная исламская культура настолько своеобразная, что сейчас некоторые специалисты считают возможным лишь их практическое взаимодействие. А культурный диалог возможен лишь в абстракции, в реальности он невыполним.

Однако необходимость и даже неизбежность такого диалога вызывается в наше время уже не соображениями его плодотворности для развития культуры, а тем, что от этого зависит будущее человечества: станет ли история человечества историей его культуры, а не войн и распрей, станет ли история человечества цивилизованной и культурной, основанной не на насилии, а на взаимоуважении.

Привлекательной, но является проблематичной в этой связи перспектива истории с точки зрения К. Ясперса, который выступает за объединение всех людей, всего человечества на основе философской веры, которая возникла в древние времена в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции. В этот период на смену мифологии приходит философия, а мировые религии заменяют язычество. Человек словно пробуждается к ясному мышлению, способного проникать в скрытую сущность вещей. Именно в этом Ясперс видит специфику философского мышления, что возникает и составляет главный объединяющий начало человечества - "ось мировой истории". "Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворенностью... Человек больше не замкнут в себе. Она неизвестна для самой себя, а потому открытая для новых неограниченных возможностей", - отмечал Ясперс. Это пробуждение духа и является началом общей истории человечества, связанного высшими, духовными узами. К того, существовали только локальные культуры.

Возникновение напряженного духовной жизни одновременно в разных районах Земного шара (действительно, современниками были Лао-цзы, Конфуций, Зороастр, Джина, Будда, Пифагор, Анаксимандр, Гераклит) Ясперс считает важным доказательством духовного единства человечества, что имело общее трансцендентное источник.

Ясперс понимает осевое время как священную эпоху мировой истории, корни которой - вне ею самой. Он последовательно выступает против просветительского, одномерно рационального подхода к истории и человека, опирается на тезис о неограниченных возможностях рационального познанию и претендует на то, чтобы быть руководством к действию. Такой опасной ошибкой Ясперс считает марксизм в социологии, психоанализ Фрейда в психологии, расовые теории в антропологии.

Только общие духовные ценности могут быть основой общечеловеческой коммуникации, взаимопонимании. Если человечество не осознает этого, то ему грозит катастрофа.

Отсюда вытекает чрезвычайная важность философии для всего общества - она призвана объединить всех людей с помощью философской веры, и только одна может стать противоядием рационалистическим утопиям, которые обещают рай на Земле, но на самом деле ведут в ад тоталитаризма, межнациональных и гражданских войн, взаимного недоверия и деградации. Ясперс считает, что несовместима с сомнениями полная уверенность, предполагаемая религией, обязательно приводит к фанатизму, нетерпимости и споров. Единение людей возможно только на основе незнания и сомнений, что ведут к примирению, удивление и терпимости, толерантности, то есть только философская вера ведет к единению и миру, и она должна стать основой культуры истории.

В истории человечества Ясперс выделяет три фазы: доісторію, историю и мировую историю.

Доісторія охватывает время становления человека-от возникновения языка и рас до начала исторических культур.

История охватывает период формирование великих культур древности: шумерской, египетской, эгейской, доарийской в Индии и культуры Китая. Развертывание этих культур идет параллельно, и лишь иногда возникают духовные связи, которые существенно влияют на будущее развитие.

Мировую историю готовят великие географические открытия, великие империи прошлого, универсально мыслящие люди античности и Нового времени. Возникает глобальное единство мира и человечества, начинается универсальная история человечества - мировая история. Возникла возможность всемирного общение. Но все это - лишь начало третьей фазы, основой которой стали успехи Европы в науке и технике. Будущее невозможно предсказать, поскольку оно не является определенным, а зависит от людей. Можно лишь выявить тенденции нынешнего, что является вопросами к будущего. Ясперс выделяет три главные тенденции сегодняшнего дня: социализм, мировой порядок, веру.

Социализм, за Ясперсом, является выражением стремления народных масс к справедливости. Единство планеты нуждается в установлении мирового порядка, альтернативой которому мыслитель считает мировую империю.

Потеря традиционной веры заставляет людей обращаться к источникам веры в своей душе. Возникает альтернатива: нигилизм или любовь. "...Будущее человечества,- заключает К. Ясперс,- не придет именно как явление природы. Все то, что сегодня и каждую минуту совершают люди, как они мыслят и чего ждут, является залогом будущего, его источниками, которые зависят от людей".

Контрольные вопросы:

1. Особенности культуры Запада и Востока.

2. Функции массовой культуры.

3. Концепции исторического круговорота.

4. Типы цивилизаций (М. Данилевским).

5. Законы развития культурно-исторических типов (по М. Данилевским).

6. Четыре формы деятельности цивилизаций (М. Данилевским).

7. Концепция цивилизаций А. Тойнби.

8. Три периода всемирной истории (М. Хоркхаймером и Т. Адорно).

9. Философия истории А. Гумилева.

10. Марксистская концепция истории.

11. Концепция истории К. Ясперса (три фазы в истории человечества).

12. Тезис "конца истории" Ф. Фукуямы.

13. Взгляды С. Хантингтона на будущее (геополитическая концепция).

14. Философская вера (по К. Ясперсом).