53 При каких условиях возникает государство? Каковы ее важнейшие признаки?
Самые ранние государственные формы, возникшие в восточных деспотиях, опирались на стремительный подъем сельского хозяйства. Величественные ирригационные сооружения в Междуречье и Египте превратили разливы рек на производственную силу. Рост масштабов сельскохозяйственного производства и появление «дополнительного продукта» сделали возможным существование класса (жрецов, армии и чиновничества), который, не принимая участия в производстве, одновременно выполнял ряд функций, необходимых для поддержания и воспроизводства совместной жизни, которые ныне мы называем первоначальной формой государственности.
Ученые и до сих пор толкуют государство как реальность силы и насилия, а ее устоями считают полицию, армию и систему сбора налогов. По мнению Е. Дюркгейма, государство - это форма «легитимного насилия», а П. Шмидта - «статус в межгосударственных отношениях, которые опираются на возможность применения силы». Некоторые современные теории рассматривают государство как результат процессов институционализации рэкета», когда самый влиятельный клан берет на себя функции центральной власти. С точки зрения современного американского политолога Г. Ноцика, государство возникает как результат конкуренции частных объединений, созданных для защиты своих членов в эпоху перехода от средневековья к новому времени.
Средиземноморские города - государства, которые возникают в то же время, в отличие от восточных деспотий, опирающихся на новые виды деятельности - торговлю и ремесла. Это были общества относительно свободных людей, которые строили свое сожительство на принципах участия в принятии значимых решений всех взрослых мужчин. Собираясь на «агоре» - площади, которая могла вместить всех взрослых мужчин, - граждане греческого полиса даже не подозревали, что закладывают основы будущей демократии, а борьба аристократического и демократического начал будет осью истории на протяжении нескольких веков.
В то же время их опыт дает основание говорить о государстве как о реальности смысла и авторитета, спора и доказательства своей правоты, публичной коммуникации и разумного принятия решений. От той эпохи современная государственность унаследовала институты представительной демократии и избирательного права.
Государство и государственность является довольно дорогостоящим образованием, в котором расходы на содержание аппарата насилия и публичной коммуникации должны соответствовать доходам общества независимо от источников их формирования. История государственных форм является сложным сочетанием различных средств и технологий присвоения и распределения общественных благ, где насилие и авторитет (ідеократія) всегда идут рядом, взаимно определяя и дополняя друг друга.
С этой точки зрения чрезвычайно важна историческая миссия империй и имперских форм соорганизации разнородных территориальных образований (конгломератов). Империи можно рассматривать как переходные формы, своеобразные инкубаторы новой государственности, что на определенное время объединяют внешние ресурсы для перехода от одних форм государственного управления к другим. Начиная от Александра Македонского, империи всегда питались как внутренними, так и внешними источниками доходов - продуктами торговли, колонизации и освоения. И античные империи, и особенно колониальные империи нового времени были надгосударственными или метадержавними образованиями - средой, в котором зарождались будущие формы государственности.
С накоплением в процессе колониальных захватов и торговли богатства, ростом производительности мануфактуры и появлением промышленного производства, в борьбе между феодальными группами за право собирать и присваивать часть производимых населением благ, в постоянной конкуренции светской и церковной власти возникает известная нам форма национального государства, что объединяет административные, военные, полицейские, судебные и социальные функции.
Итак, к важнейшим признакам государства относятся:
• суверенитет власти (т.е. ее верховенство, единство, неделимость, всеобщность);
• наличие особой публичной власти, отделенной от остального общества (то есть внедрение системы органов власти - так называемого аппарата);
• территория (отделена границами часть земного шара, население которой делится по административно-территориальному принципу, а не по родовым, племенным или по другим признакам кровного родства);
• наличие обязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством (правовых норм);
• система налогов, которые устанавливаются для содержания государственного аппарата.