ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 56
Тема. Контрольное сочинение-рассуждение на морально этическую тему
Цель: оценить уровень сформированности речевых умений восьмиклассников составлять монологические высказывания-рассуждения на морально-этические темы, навыков осознания темы и главной мысли; развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать культуру речи.
Оборудование: образец сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
ХОД УРОКА
Два основных достояния человеческой природы — это ум и рассуждения.
Плутарх
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Чтение учителем образца сочинения-рассуждения.
(Можно предложить учащимся высокого уровня прочитать сочинение, написанное дома.)
Что вы вкладываете в понятие «красивый человек»?
Словарь говорит о том, что красота — это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, душе, слуху. Да, конечно, это верно, но каждое утверждение следует доказывать. И я попробую сделать это.
Есть такая пословица: «По одежке встречают — по уму провожают». Очень часто люди выбирают себе в друзья человека, который модно одет, обаятелен, имеет дома дорогие и красивые вещи. Но редко кто-нибудь задумывается: «А что у моего друга за душой?» Вот и следует вспомнить вторую часть пословицы: «По уму провожают». Нередко можно увидеть на улице юношу, прекрасно сложенного, красивого, но от первого впечатления не остается и следа, когда услышишь, о чем говорит этот человек, какие выражения употребляет...
Жаль, что мы нечасто можем наблюдать следующую картину: вот, например, живет человек. Некрасивый, бедно одетый, никем не замечаемый. А если завести с ним беседу, то узнаешь, как этот человек начитан, сколько интересного он может тебе рассказать. И тогда неважно, красив ли он внешне или нет. Главное то, что ты чувствуешь его внутреннюю красоту.
Так что красота — это не только то, что доставляет наслаждение взору. Красивый человек — это человек красивый внутренне.
2. Написание учащимися сочинения.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подобрать к афоризму аргументы, доказывающие истинность данного суждения.
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (А. Шопенгауэр)
2. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о немецком философе Артуре Шопенгауэре (1788—1860).