ТЕМА 5.4. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ (10 ЧАСОВ)
Урок 56
Практическая работа 5. Создание базы данных в среде табличного процессора, организация и поиск нужной информации. Фильтрация данных. Группировка данных
Цель:
· формировать навыки создания в ЕТ баз данных с помощью форм и умений применять средства их обработки;
· развивать умение анализировать информацию и использовать для решения поставленной задачи;
· воспитывать человека, который имеет научное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Не все возникающие на практике задачи могут быть решены с помощью изученных нами средств электронных таблиц. При работе с достаточно большими электронными таблицами могут быть полезными специальные инструменты для обработки баз данных. Это сортировка, фильтрация, группировка данных. При этом табличная информация может рассматриваться как база данных и в то же время она является электронной таблицей.
II. Выполнение задания за компьютером с объяснением учителя
1. Создание базы данных
В файле ПР№ 5.xls начинаем заполнение базы данных. Введем структуру базы данных: в одной строке таблицы - названия « Фамилия », «Имя», «Телефон», «Адрес» будут потом заголовки столбцов в соответствии с данным.
· Запись информации в базу данных осуществляем с помощью формы: Горизонтальное меню «Данные», ниспадающее «Форма», окно диалога, которое позволяет проводить основные операции добавления, редактирования, удаления и поиска в базе данных.
2. Сортировка данных по возрастанию (в данном случае по алфавиту)
Выделить список данных и выполнить последовательность действий: горизонтальное меню «Данные», ниспадающее меню «Сортировка». Появится диалоговое окно «Сортировка диапазона». EXCEL позволяет проводить многоуровневое сортировки данных. Сначала данные сортируются по первому критерию, если есть строки с одинаковым значением, тогда производится сортировка по второму критерию, а потом за третьим. Сортировка может быть проведена как по возрастанию так и по убыванию.
· Для исключения сортировки заголовков таблицы есть радиокнопки (идентификация диапазона данных).
3. Использование автофильтра
Выделите любую ячейку в списке и выполните команду горизонтального меню Данные, в выпадающем меню «Фильтр»/ «Автофильтр». В каждой ячейке строки - структуры базы данных - появились списки. В каждом из них есть все имеющиеся в этом столбце базы данных значения, а также элементы, которые формируют правила фильтрации:
Пункт списка |
Описание |
Все |
Снимает действие фильтра, отображает все элементы |
Первые 10 |
Отображает заданное пользователем количество строк базы данных с наименьшими или наибольшими значениями |
Условие |
Появится окно для ввода правил фильтрации в виде неравенства по значениям данного столбца
или двух неравенств, объединенных логическими операторами «и», «или» |
|
Пустые |
Отображает только те строки, в которых данная ячейка пуста |
Заполнении |
Отображает данные, в которых в ячейке этой графы является значение |
4. Использование расширенного фильтра:
· Выделите ячейку вне списках данных. Запишите туда заголовок столбца, по которому хотите произвести фильтрацию. Ячейкой ниже введите условие по этому столбцу, которую вы хотите наложить на информацию базы данных.
· Выполните команду горизонтального меню «Данные», в выпадающем меню «Фильтр»/ «Расширенный фильтр». В окне, которое появилось на экране, нужно задать диапазон ячеек листа и диапазон ячеек фильтра.
· Вернуть на экран все записи можно, выполнив команду горизонтального меню «Данные», в выпадающем меню «Фильтр»/ «Вернуть все».
III. Выполнение учениками заданий практической работы
1. Запишите порядок действий для выполнения последующих упражнений с базой данных, которая записана в файле ПP1.xls:
· Расположите записи базы данных согласно Фамилий по алфавиту.
· С помощью автофильтра отобразите на экране учащихся, которые имеют оценку ниже 4 баллов.
· С помощью расширенного фильтра отобразите на экране учащихся, имеющих высокий и достаточный уровень учебных достижений.
· С помощью средств группировки(Данные/Группа и структура) создать группу элементов столбцов, которые содержат оценки за практические работы №1-№8.
2. Для таблицы, которая записана в файле ПР3-xls создать с помощью Мастера сводных таблиц (Данные/Сводная таблица) сводную таблицу.
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание
Подготовиться к деловой игре «Деятельность строительной фирмы».