Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - одна из наиболее общ. характеристик наук и практ. значимости соціол. исследования, которая зависит в целом от уровня его подготовки и организации, квалификации исследователей, в конечном итоге определяет степень надежности и ценности полученных результатов.

Системность соціол. исследования означает, что среди компонентов этого процесса имеют место взаимодействие субъекта (исследователя) с объектом исследования, деятельности, сусп. окружением и самого объекта с этой средой. Поэтому Я. с. д. зависит от свойств субъекта, объекта и тех звеньев, опосредующих указанные взаимодействия. Напр., Я. с. д. зависит от таких характеристик субъекта, как осведомленность об объекте исследования, умение пользоваться существующими и создавать новые опыты, средства, программы, ценности, которыми бы он руководствовался т.п.; от таких характеристик объекта исследования, как его сложность, социальная значимость проблемных аспектов предмета исследования и т.д.

Соціол. исследования как целенаправленная познавательная деятельность имеет цель, средство и результат. Поэтому Я. с. д. зависит от качественных характеристик цели, средства и результата исследования, а также от соотношения между этими системными элементами. Другой план рассмотрения исследования - динамический, процессуальный. В нем Я. с. д. зависит от характеристик процесса исследования. Исходя из этого, понятия, описывающие Я. с. д., могут быть определены путем выделения таких характеристик цели, средств, процесса и результатов исследования, которые, во-первых, соотносят исследования с потребностями социальной системы, в рамках которой оно проводится, во-вторых, описывают связь одних характеристик с другими, степень их соответствия друг другу.

С такой т. з. можно выделить две основные характеристики качества цели исследования - важность (значимость) и реалистичность (вероятность ее достижения).

Качество средств исследования определяется результативности (степени достижения цели, в направлении которой использовались эти средства) и эффективности (отношение результата к затратам). Нужно при этом учитывать не только эффективность экон., но и социальную, то есть отношение социальной и экон. результативности социальных и экон. расходов. Кроме того, следует учитывать затраты не только исследователей, но и тех лиц, которых обследуют, опрашивают. В частности, расходы исследователей зависят от трудоемкости, оперативности, экономичности и т.д. (экон. расходы) и размера доли малоквалифицированного и неприглядной труда (социальные расходы). Расходы респондентов зависят от трудоемкости выполнения задач исследователя, этичности различных вариантов использования средств исследования и их психол. травмогенності т.д.

Процесс исследования как реализация средств познания описывается теми же характеристиками, что и сами средства Результат исследования может быть основным (наук, и прикладное значение) или второстепенным (изменение объекта, средств, субъекта, которые не предусмотрены целью). Напр., изменение в субъекте исследования может означать как положительные достижения (обогащение опыта, повышение квалификации), так и негативные (разочарование, неудовлетворенность, усталость); изменение в объекте - рост его социальной активности, понимания значимости общественного мнения, расширения кругозора или ухудшение межличностных отношений, повышения недоверия к социологов и т.д. Примером подобных изменений может быть общественное мнение социологов, которая трансформируется каналам межличностных отношений, социологию вообще и учреждение, от имени которой организован опрос. Это все должно быть учтено при оценке Я. с. д.

Более полная оценка Я. с. д. может быть получена путем дальнейшей экспликации и измерения понятий, характеризующих качество цели, средств, процесса и результатов исследования, Напр., качество основного результата исследования можно характеризовать степени достижения цели, ценностью и надежностью. Ценность результата определяется, с одной стороны, его теорет. и практ. значимости, с другой - достоверностью собранных данных о нем. В свою очередь, достоверность результата зависит от качества эмпирической информации (надежности) и от качества методов ее анализа (формальных и содержательных). Комплексное средство операционального определения Я. с. д. заключается в раскрытии его обоснованности (см. Обоснованность социологического исследования).