МОЯ СТРАНА - УКРАИНА
УРОК 56 Какие моря есть в Украине?
Тема. Какие моря есть в Украине?
Цель: рассказать ученикам о Черное и Азовское моря омывают берега Украины; объяснить хозяйственное значение морей; способствовать формированию экологического мышления учащихся; воспитывать познавательный интерес.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Я назову несколько слов, а вы скажете, с каким словом они связаны.
Украина, курорты, пляж, Ялта, дельфины.
- Что объединяет все эти слова? (Черное море)
- Сегодня на уроке вы узнаете, что берега Украины омывают Черное и Азовское моря.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 1 26-127)
Работа с картой Украины
- Рассмотрите карту Украины на втором форзаце учебника.
- Каким цветом обозначены моря?
- Найдите на ней моря, которые омывают берега Украины.
- Как они называются?
- Какие города расположены на берегах этих морей?
- Рассмотрите фото на с. 126 и подумайте: почему люди любят отдыхать на берегу моря?
Работа в парах
- Сравните: как отличаются Черное и Азовское моря по размерам?
- Как различаются эти моря по количеству в них воды?
- Какое море больше и глубже?
- Какое море теплее?
- Рассмотрите рисунки на с. 127.
- Подумайте: на каком из рисунков художник условно изобразил количество воды в Черном, а на каком - в Азовском море?
- За что Черное море так назвали?
- Какого цвета приобретает в нем вода во время шторма?
- Через значительное количество водорослей Черное море темнее другие моря. Возможно, еще и поэтому его назвали Черным.
- Рассмотрите фото на стр. 127.
- Какие животные обитают в Черном и Азовском морях? Воспользуйтесь справочным бюро в учебнике.
- Какая самая большая рыба Черного моря?
- Бывают летучие рыбы? Прочитайте о них в справочном бюро на с. 139.
- В Черном море водится небольшая акула катран. Не похожа на других рыб и черноморская камбала калкан. Прочитайте о ней в справочном бюро на с. 137.
- Каково хозяйственное значение морей? (Ими перевозят на морских судах грузы. В морях вылавливают много рыбы. Берега морей - прекрасное место отдыха.)
Задачи для друга природы Украины
- Представьте, что вы превратились в дельфина. Расскажите о Черное или Азовское море от его имени.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа над загадками
• Она в море промышляет,
И людей, и рыб пугает.
Острые зубы в два ряда,
Вот плавник торчит из воды.
Лучше бы в море утонула
Эта страшная, гадкая....(акула).
• В море плаваю на дне,
Там спокойнее мне,
Как желе, мои бока:
И прозрачные, и мягкие.
Если поймаешь меня ты -
Могу руку обжечь! (Медуза)
• В чешуе мои бока -
Они холодные и скользкие.
Плавать могу вволю,
И всю жизнь молчу. (Рыба)
2. Игра «Что лишнее”?»
• Азовское, Тихий, Черное.
• Днепр, Свитязь, Днестр.
3. Работа над пословицами и поговорками о море
• В море так много воды, что никто ее не пьет.
• 3 малых капель делается море.
• Ложкой моря не вычерпать.
• Не море топит корабли, а ветер.
• Хоть море большое, и вода не годится.
V. Итог урока
- Какие моря омывают территорию Украины? Покажите их на карте.
- Чем Черное море отличается от Азовского?
- Какие животные обитают в Черном и Азовском морях?
- Что нового вы узнали о моря? Объясните значение морей для человека.
- Почему люди едут отдыхать к морю?