МОЯ СТРАНА - УКРАИНА
УРОК 55 Экскурсия к водоему
Тема. Экскурсия к водоему
Цель: ознакомить учащихся с растительным и животным миром водоемов родного края; способствовать развитию наблюдательности, воображения; воспитывать бережное отношение к водоемам.
ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели экскурсии
- Отгадайте загадку.
Стоит корыто, полное воды налито. (Озеро)
- Какие водоемы есть в вашем городе или селе?
Инструктаж по технике безопасности во время пребывания у водоема
- Вспомните: каковы правила поведения среди природы?
- Сегодня мы будем наблюдать за растительным и животным миром водоема, вы узнаете больше интересного материала о водоемах родного края.
III. Проведение экскурсии
- Проведем исследование водоема.
- Осмотрите водоем. Где мы находимся?
- Как называется водоем?
- Рассмотрите берега. Какова форма ее берегов?
- Что вы видите?
- Какие растения растут на берегах водоема?
- Какие деревья растут возле водоема?
- Посмотрите на те растения, которые растут в водоеме.
- Как вы думаете, почему они именно там растут? Назовите растения, которые вы узнали.
- Рассмотрите «зеленые островки» вдали. Из чего они образованы? Так, они образованы из мелких растений.
- Рассмотрим ряску. Она играет значительную роль в жизни водоема. Ряска впитывает углекислый газ и выделяет много кислорода, очищает воду стоячих водоемов. Еще это растение поедают водоплавающие птицы, ондатры, нутрии. А еще бывают «островки» из кувшинов желтых, стрелолиста обыкновенного и др.
- Есть ли на поверхности водоема такие растения: кувшинка белая, кувшины желтые, ряска?
- Понаблюдайте за животными водоема.
- Какие животные живут на поверхности воды?
- Кто увидел и может назвать насекомых?
- Давайте понаблюдаем за водомірною. Как она движется? Почему ее так назвали? Кого она вам напоминает? Так, паука, который движется по поверхности озера, как на коньках. Какие у нее конечности? Окрас и почему?
- Рассмотрите вертячку. На кого она похожа? Да, этот жук все время крутится. Движется вертячка значительно быстрее водомерки.
- Каких насекомых чаще всего можно встретить над озером? Так, это разнообразные бабочки, которые являются украшением внешней среды. А что они здесь делают?
- А сейчас перейдем в другое место справа, где меньше растительности, и попробуем понаблюдать за другими обитателями озера. За какими именно? Отгадайте!
• В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
• Имеет клешни и длинные усы,
Я и сам его боюсь;
Он щиплет, словно гусь,
Ну, а зовут щипаку... (рак).
• В водоеме проживает;
Целый день песни поет.
Все зеленое это малышка,
Оно зовется... (лягушонок).
IV. Итог экскурсии
- Где мы побывали на экскурсии?
- Какие изменения в природе вы заметили?
Растительный мир водоема вы запомнили?
- Назовите представителей животного мира водоема.
- Каких насекомых и птиц можно встретить вблизи водоема?
- Как нужно заботиться об охране жизни у озера?
- Расскажите дома об экскурсии.
Приложение к уроку 55
Кроссворд «Украина»
1) Не дед, а седой.
Не спит, а стелется.
Укрывает землю и океан,
А зовут его... (туман).
2) Между берегов текла, текла,
Мороз окреп - под стекло легла. (Река)
3) Не стеклянный он, не из металла,
А прислушайтесь - звенит,
Роет землю он розталу
И к речке бежит. (Ручей)
4) Растет она вниз головой,
Растет она холодной зимой.
А только солнышко засияет -
Она заплачет и умирает. (Сосулька)
5) Красивая звезда снежно-белая
На мой рукав залетела, -
Пока нес ее сюда,
Стала каплей воды. (Снежинка)
6) Пушинкою бывает,
Бывает тучкой она,
Бывало, как стекло,
Хрупкая и твердая
Обычная, подскажите... (вода).