УРОК 54
Связь инфляции и безработицы. Модель кривой Филлипса. Проверочная работа
Цель урока: выяснить связь инфляции и безработицы; раскрыть сущность формирования кривой Филлипса, которая дает концептуальные ориентиры относительно вариантов выбора экономической политики государства; определить особенности расчетов макроэкономических показателей; развивать логическое и экономическое мышление учащихся.
Основные понятия: инфляция, безработица, модель кривой Филлипса.
Тип урока: закрепление и применение знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Почему, по вашему мнению безработица и инфляция являются основными проявлениями нестабильности экономики? (Важными проявлениями макроеко - экономической нестабильности, острейшим социальным бедствием современной экономики являются высокий уровень безработицы и высокие темпы инфляции. Некоторые западные аналитики для оценки состояния экономики или успешности экономической политики используют так называемый «индекс нищеты», который представляет собой сумму уровней безработицы и инфляции. Поэтому неслучайно значительные усилия ученых - теоретиков и практиков хозяйствования, политиков и чиновников направлены на преодоление негативных социально-экономических последствий безработицы и инфляции, нахождение и внедрение методов регулирования экономики, направленных на повышение занятости и стабилизации цен.)
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Особое место в системе функционирования работников занимает безработица. Немало представителей различных направлений экономической мысли считают безработицу центральной проблемой современного общества. Оно является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. На сегодня, по данным ООН, около 800 млн человек, то есть практически каждый третий трудоспособный человек в мире, не имеет работы вообще или имеет случайный или сезонный заработок. Чем ниже уровень социально-экономического развития страны, тем выше уровень безработицы, и наоборот. Для общества опасным является не безработица, а отсутствие механизма его регулирования, надежной защиты безработных.
V. Изучение нового материала
Практикой и теоретическими исследованиями доказана взаимосвязь инфляции и безработицы. Количественная теория инфляции базируется на основных положениях количественной теории денег, к которым относятся следующие основные элементы.
♦ Уравнение количественной теории денег:
MV = PQ,
где М - количество денег в обращении;
V - скорость обращения денежной единицы;
Р - цена сделки или товара;
Q - количество товаров.
♦ Количество произведенной продукции и соглашений определяется затратами факторов производства и производственной функцией.
♦ Стоимостной объем производства в номинальном выражении (PQ) определяется предложением денег.
♦ Уровень цен Р представляет собой отношение стоимостного объема производства (MV) к количеству произведенной продукции Q.
Весомый вклад в теоретическое осмысление взаимодействия двух наиболее деструктивных факторов макроэкономической нестабильности сделал английский экономист кейнсианского направления А. Филлипс.
►► Дополнительная информация к уроку
Олбан Уильям Филлипс (англ. Alban William Phillips, 1914, Новая Зеландия) - английский экономист, первооткрыватель «кривой Филипса» (1958). Получил образование в Лондонской школе экономики. В 1949 г. изобрел гидравлический компьютер MONIAC (Monetary National Income Automatic Computer). Награжден орденом Британской империи (1946). Основные произведения «Динамические модели в экономической науке» (Dynamic models in economics, 1953); «Занятость, инфляция и экономический рост: инаугурационная лекция» (Employment, inflation and growth: an inaugural lecture, 1962).
Внимательно изучив данные по безработице и номинальной заработной платы в Великобритании за 1861-1957 гг., он обнаружил нелинейную зависимость между динамикой номинальной заработной платы и уровнем безработицы. Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса можно преобразовать в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен как важного параметра инфляции.
Кривая Филлипса графически изображает выбор между инфляцией и безработицей и указывает на обратно пропорциональную зависимость динамики их показателей: чем выше уровень безработицы, тем меньший прирост номинальной заработной платы, и наоборот.
На рисунке Рг, Р2 - темпы роста цен; U - уровень безработицы.
Кривая Филлипса дает концептуальные ориентиры относительно вариантов выбора экономической политики: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, однако в условиях быстрого повышения цен, или достаточно стабильные цены, однако в условиях значительной безработицы.
Долгие годы кривая Филлипса служила основой социально-эконо - мического регулирования в странах развитой рыночной экономики. Многие из западных экономистов и сегодня основываются на том, что существуют однонаправленный движение изменений в заработной плате и ценах, а также разнонаправленность между этими величинами и безработицей.
Однако события 70-х - начале 80-х pp. противоречили идее альтернативного связи «уровень инфляции - уровень безработицы», отраженной в кривой Филлипса. Сейчас, прежде всего в экономике США, возникло явление стагфляции - инфляции, которая сопровождается стагнацией производства и высоким уровнем безработицы в стране, одновременным повышением уровня цен и уровня безработицы. Это вызвало критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Современная теория инфляции базируется на концепции естественного уровня безработицы - неоклассическом экономическом направлении. Естественный уровень безработицы - это самый низкий поддерживаемый уровень, который может существовать в стране без риска роста инфляции. Это такой уровень недоиспользования ресурсов, за которого рынки труда и товаров сбалансированы. По теории естественного уровня, не существует перманентного выбора между безработицей и инфляцией, а долгосрочная кривая Филлипса является вертикальной.
Анализ современных тенденций в экономике западных стран доказывает действенность главной зависимости модели Филлипса: ослабление инфляционного процесса сопровождается ростом безработицы. Это свидетельствует о сложности, разнообразие способов реализации и форм проявления глубинных социально-экономических закономерностей. Из многочисленных альтернативных возможностей следует отыскать такое сочетание темпа инфляции и уровня безработицы, при котором совокупный негативный эффект безработицы и инфляции был бы минимальным.
Сейчас для объяснения взаимосвязи между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде используется теория естественного уровня безработицы, предложенная в 1967 г. американским экономистом М. Фридменом. В соответствии с ней поддерживать умеренные темпы инфляции в течение длительного периода можно лишь за естественного уровня безработицы, который сегодня в экономически развитых странах составляет около 7% рабочей силы. Эта теория в начале 80-х pp. XX в. была применена в США и Великобритании, что привело к снижению темпов инфляции в этих странах.
VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся
1). Экономический диктант
1. Что характеризует кривая Филлипса? Зависимости она отражает?
2. Как представлена кривая Филлипса при статических, рациональных, адаптивных ожиданий?
3. Чем характеризуется механизм развития инфляции?
4. В чем заключается суть концепции инфляции предложения и спроса?
2). Решите тестовые задания.
1. Кривая Филлипса характеризует:
а) тесная обратная связь между ежегодным процентным измерениями номинальной заработной платы и долей безработных;
б) взаимосвязь между темпами инфляции и темпами экономического роста;
в) прямую зависимость между изменениями инфляционных ожиданий и темпом роста располагаемого дохода;
г) зависимость между ВВП и уровнем инфляции.
2. Инфляцию спроса обусловливают следующие факторы:
а) дефицитом государственного бюджета и ростом внутреннего долга;
б) кредитная экспансия банков;
в) рост заработной платы;
г) увеличение спроса на промышленные товары.
3. Кривая Филлипса отражает зависимость уровня инфляции:
а) ожидаемой инфляции;
б) отклонение нормы фактической безработицы от естественного уровня;
в) изменений уровня дохода в условиях полной занятости;
г) от ВВП.
4. Из предложенных ниже процессов выберите те, что касаются:
1) инфляции;
2) дезинфляции;
3) стагфляции:
а) постоянное повышение уровня цен;
б) рост безработицы;
в) падение производства;
г) темпы падения общего уровня цен;
д) устойчивое обесценивание денег;
е) систематическое снижение покупательной способности. Ответы: 1. а; 2. в; 3. б; 4. 1) - а; е; д; 2) г; 3) - а; б; в.
►► Проверка знаний и умений учащихся
Вариант I
1 ). Дайте ответ на теоретический вопрос.
Какие средства преодоления структурной безработицы вам известны?
2). Выберите правильный ответ.
1. Если человек потерял работу в связи со снижением спроса на ее профессию, возникает безработица:
а) структурное;
б) фрикционная;
в) естественное;
г) циклическое.
2. Если человек уволился с работы по собственному желанию, то возникает безработица:
а) структурное;
б) фрикционная;
в) естественное;
г) циклическое.
3. Рабочая сила, или экономически активное население, состоит:
а) из двух групп населения - занятых и безработных;
б) из трех групп занятых, безработных и незанятых;
в) только с занятых;
г) с занятых за вычетом безработных.
Ответ: 1 - а; 2 - б; 3 - а.
3). Решите задачу.
Используйте приведенные ниже данные для того, чтобы рассчитать:
а) величину рабочей силы;
б) уровень безработицы.
Все население составляет 500 человек, в том числе:
♦ дети в возрасте до 16 лет и лица, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях, - 120 человек;
♦ взрослое население, которое выбыло из состава рабочей силы, - 150 человек;
♦ безработные - 23 человека;
♦ лица, которые заняты неполный рабочий день и ищущие работу - 10 человек.
Решение
Численность лиц вне рабочей силой:
120 + 150 = 270 (лиц).
Рабочая сила:
500 - 270 = 230 (лиц).
Уровень безработицы:
U = 23/230 ∙ 100% = 10%.
Вариант II
1). Дайте ответ на теоретический вопрос.
Какие главные методы борьбы с инфляцией используют в Украине?
2 ). Выберите правильный ответ.
1. Если человек потерял работу из-за спада в экономике, то возникает безработица:
а) структурное;
б) фрикционная;
в) естественное;
г) циклическое.
2. Инновации привели к сокращению работников, занятых ручным трудом. Безработица, возникшая вследствие этого, принадлежит:
а) структурного;
б) фрикционной;
в) природной;
г) циклической.
3. Уровень безработицы определяется как:
а) отношение числа безработных к числу трудоспособного населения;
б) отношение числа безработных к числу рабочей силы;
в) отношение числа безработных к числу занятых;
г) отношение числа занятых к числу рабочей силы.
Ответ: 1 - г; 2 - а; 3 - б.
3). Решите задачу.
Вычислите продолжительность безработицы на одного человека при условии, что безработных - семеро, при этом трое из них не работали 3 месяца, двое - 7 месяцев, а остальные не работали 9 месяцев.
Решение
Подсчитаем, сколько месяцев не работали 7 рабочих итого: 33 + 27 + 29 = 41 (мес.).
Продолжительность безработицы на одного человека составляет:
41/7 = 5,86 (мес.).
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2. Подобрать цитаты о роли государственного вмешательства в экономику.