Лекция 11 РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ
11.4 Судьба и место других религиозных конфессий в Украине
Еще в i в. до н. э. на территории Украины в греческих городах - колониях греки принимали иудаизм, чтобы иметь возможность отпускать на волю рабов, а главное иметь надежду на спасение и веру в Единого Бога. К IX - X в. относятся упоминания о еврейских купцов, которые посещали славянские земли. 1 хотя (по легенде) Владимир отверг предложение принять иудаизм, присутствие его сторонников при княжеском дворе, их статус, что был равный послам Рима и Византии, свидетельствует об определенном влиянии иудаизма на Украине - Руси. Тем более, что могущественный сосед - конкурент Руси - Хазарский каганат за государственную религию имел именно иудаизм. Очевидно, и полемика, которую вел митрополит Иларион Киевский с приверженцами иудаизма, была вполне толерантной. В XI - XIII вв. в Украине работали известные талмудисты и знатоки Каббалы: Моисей Киевский, Иса Черниговский, Исаак Русский. Заметные позиции занимали евреи в Галицко-Волынском княжестве. Могучий развитие иудаизма в Украине связано с прибытием сюда евреев из Германии, изгнанных императором Максимилианом И. В 1356 г. приходится древнейшее упоминание о еврейской общине в Львове, 1404 - Дрогобыче, 1410 - Луцке и др. городах. После Люблинской унии 1569 присутствие евреев в Украине распространяется, а в XVI в. перестраивается значительное количество синагог в городах Украины.
К сожалению, отношения украинцев и евреев не всегда были цивилизованные. Одна из самых значительных исторических трагедий еврейского народа, которую до сих пор евреи поминают в молитвах на уровне с разрушением Иерусалимского храма и Холокостом XX ст., это резня 1648 - 1649 гг., которую санкционировал гетман Украины Богдан Хмельницкий. В период, когда все еврейство мира мало перешло по 1,5 млн. человек, в Украине было самым грубым образом уничтожено более 100 тыс. человек, без разбора возраста и пола. А тех, кто не был уничтожен, продали в рабство на рынках Константинополя, откуда евреи мира их выкупали на так называемый «підьон швуїм» (пожертвование на выкуп пленных). Трагедия украинского еврейства XVII - XVIII вв. обусловило активные религиозные поиски, усилила мессианские ожидания, способствовала развитию хасидизма. Хасидизм - религиозно-мистическое движение, который первоначально возник в средневековом немецком еврействе как протест на хрестоносні притеснения. Носителей идеалов еврейской жизни называли «хасидей Ашкеназ» - благочестивые из Германии. Как религиозно-мистическое движение хасидизм возник в результате развития мистики и философии в специфической социально-экономической, политической и духовной ситуации Украины XVIII ст. Основатель этого течения - Бешт (1700 - 1760) подчеркивал, что неравенство, которое существует в мире, не влияет на взаимоотношения между Богом и человеком; настоящий праведник не тот, кто кичится своей ученостью, а тот, кто заботится о ближнем; служить Богу надо радостно, и даже искупление должно стать не скорбью по прошлому, а радостным актом возвращения душевной гармонии. Хасидизм не ослабил ожидания Мессии, не отверг ни одну из заповедей иудаизма, но по-новому осмыслил их. Он быстро распространялся и охватил половину еврейства, во главе общин хасидов стали цадики (святые, праведні. чьи ячейки теперь стали центрами паломничества верующих). Сторонники хасидизма теперь живут по всему миру, в том числе и в Украине. Здесь есть большое количество святых мест хасидизма (Умань, Меджибож, Бердичев, Тараща т.д.), которые посещаются паломниками со всего мира.
Религиозная жизнь евреев Украины происходило в Украине (впоследствии Российской империи) на фоне разнообразных ограничений, гонений со стороны духовенства и так называемых «кровавых наветов» - обвинений в использовании крови христиан в ритуальных целях. В XIX в. среди еврейской интеллигенции усиливается движение за переустройство традиционного быта, просмотр «талмудической архаики», широкое просвещение и реформу иудаизма, которая, однако, не получил в Украине широкого распространения. После 1917 г. иудаизм в Украине разделил судьбу других религиозных организаций. После обретения независимости Украины были созданы условия для возрождения национально-культурной и религиозной жизни евреев. В середине 90ые гг. в Украине действовало около 120 еврейских культурных обществ, свыше 70 религиозных общин различной конфессиональной направленности, подчиненных двум руководящим объединением - Религиозной общине иудейского вероисповедания Украины и Иудейских религиозных ор-врожденной Украины, которые явно пришли на смену Кагалам (досл. - общинам), которые существовали на территории дореволюционной России.
С середины 90ые гг. для подъема духовной жизни украинского еврейства в Украине работают более 20 раввинов, которые получили духовное образование за рубежом. Раввин (от древнеевр. «рабби» - мой учитель) - священнослужитель в иудаизме, авторитет в истолковании предписаний и запретов для членов иудейской общины и применение их в конкретных социальных условий. В Украине именно раввины возглавляют общины и выполняют также административные функции.
Караимы. В Украине живет народ, чей этноним совпадает с религиозной принадлежностью - крымские караимы. Караизм - монотеистическая религия, возникшая в VIII в. н. э. на территории Вавилонии, распространилась на территории современных Ирана, Ирака, Сирии. Египта. Турции. Важную роль в становлении вероучения и объединения верующих отыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма пришелся на VIII-XII вв. Издавна его учение проникло в Крым. Сейчас его последователи есть среди арабов, евреев, греков, крымских караимов, литов-цев, русских. В основе вероучения лежит единственная священная книга - Старый (Ветхий) Завет в его первоначальной чистоте и с главными принципами - заповедью любви к Богу и ближнему. Последователи караизма неукоснительно соблюдаются слов Пророка: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не поменшуйте от того». Свято чтят 10 заповедей. Важнейший принцип караизма - самостоятельное и обязательное изучение Священного Писания. В соответствии с догмами караизма, Бог существует передвічно, создал все сущее и дал через Моисея самый совершенный Закон, который остается неизменным, воздает по заслугам, воскресит мертвых в судный день; грядет пришествие мессии. Иисуса Христа и Мухаммеда караимы почитают как великих Пророків. их храмы - синагоги (как и у иудеев, от гр. - собрание) были широко распространены на юге Украины. Один из таких - Тепла синагога с училищем для детей - караимов - существовала в дореволюционной Одессе. Последний их храм в Крыму закрыт в 1959 г. в Евпатории. С тех пор религиозные обряды украинские караимы отправляют в домашних условиях.
Ислам в Украине
Предпочтительным регионом распространения ислама в Украине есть Крым, что связано исторически с 1242 г., когда Крым был завоеван татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. Поскольку ханы Золотой Орды были суннитами, в Крыму и получил распространение суннизм как одно из течений ислама. В XV в. в связи с распадом Орды в Крыму возникло самостоятельное Крымское ханство, с 1475 г. вошло в состав Османской Порты. Во главе мусульманского духовенства Крыма стоял муфтий как высшее духовное лицо после халифу - турецкого султана. В XVIII в. лишь в Бахчисарае было 32 мечети. Открывались мектеби и медресе. В 60-х pp. XIX в. в Крыму было 23 медресе и 131 мектеб (школа начального образования). В 1774 г. Крымское ханство после войны России с Турцией получило самостоятельность, но в 1783 г. она была потеряна, и Крым был присоединен к Российской империи, которая выжимала татар, исповедовавших ислам, не только экономически, но и духовно. Это касается не только Крыма, но и всей мусульманской общины в украинских городах, где запрещалась построение мечетей и минаретов, проходило компактное отселения мусульман в определенные районы городов (как в Одессе турок и албанцев в с. Татарка). Как результат во второй половине XIX ст. Крым оставило 161 тыс. татар. В 1917 г. татары составляли лишь 36,6 % сельского и 11,35 % городского населения Крыма. В это же время татарская буржуазия делает попытки приспособить ислам к своим интересам. Разворачивается дискуссия между кадимістами (сторонниками догматического ислама) и джадідами, которые выступали за реформу старой системы мусульманского образования, за европейский одежда и быт, политические реформы. Притеснялось татарское население Крыма и во времена Советского Союза. В мае 1944 г. из Крыма было выселено 188 626 татар. Сейчас идет процесс их возвращения в Крым и возрождения мусульманских религиозных общин. В Украине в начале 1996 г. действовало 176 мусульманских общин, большинство из которых находится в Крыму. Мусульманские общины Украины действуют в структуре трех объединений - Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ), Независимого ДУМУ и ДУМУ Крыма. В большинстве крупных городов Украины работают Арабские Культурные Центры, которые на практике представляют собой религиозные и культурные центры украинских и иностранных граждан, исповедующих ислам.
Современные и нетрадиционные религиозные группы
Большинство современных религиозных течений, как уже отмечалось выше, представлены в Украине. их характеристику см. в соответствующем разделе учебника. Отметим лишь, что большинство церквей, сект, ре-религиозных группировок, действующих в Украине, прошли регистрацию, работают официально, а иногда представляют своеобразную украшение больших городов. Например, летом в Горсаду Одессы можно наблюдать религиозное действо представителей Движения «Харе Кришна» (Международного Общества Сознания Кришны), которому дано официального разрешения на деятельность в Украине в 1990 г., а в 1995 г. зарегистрировано Всеукраинский центр обществ Сознания Кришны, который является руководящим органом объединения последователей кришнаїзму. Во всех областях Украины действуют 46 общин МТЕК, из них зарегистрированных - 26. Крупнейшие центры - Киев, Донецк, Одесса. МТЕК проводит социально значимые благотворительные акции: «еда для жизни», борьба с наркоманией, реабилитация заключенных и т.п. Кроме «модных» теперь орієнталістичних религиозных течений, которые сочетают восточную традицию с современными достижениями в науке и психологии, появляются и чисто сайєнтологічні религиозные группы. Большинство сайєнтологічних и езотерічних групп пытаются совместить (часто через медитативные практики) идеи высокой духовности, философичность и оздоровительные программы. Сам термин сайєнтологія происходит от англ. science - «наука» и греческого корня logos - «учение». Из самого названия кажется, какое значение приобретают последние достижения человеческого знания в этих религиозно-философских теориях. Большинство из них возникли в Америке (как дианетика Л. Рона Хаббарда). Вульгаризированный психоанализ с психотренінгами (растворения «енграм» - материализованных душевных травм) сводится на уровень новой религии, которая своих верных поднимет до уровня управляющих Вселенной и финансовой элиты страны. В разных городах Украины действуют еще не зарегистрированы общины Церкви Сайентологии, часто выступая в качестве чего-то промежуточного между Элит-клубом и группой сетевого маркетинга.
Возможно, одной из характерных черт современной украинской религиозной ситуации является космологізація и эстетизация религиозности. На этой волне работают такие эзотерически-космологические общины, как Рериховское общество (только в Одессе - 2 общины, которые строят свою работу вокруг учения семьи Рерихов и книги О. Рерих «Агни Йога») и последователи учения Олеся Бердника, что в своих фантастических повестях описывал будущее, в котором находят место знания и умения древних славянских волхвов и колдунов (был репрессирован в период «застоя»).
Рядом с научно-философским осмыслением старых религий, существует в Украине и неоязычестве. Это попытка реабилитировать и опоэтизировать дохристианское язычество и на этой почве создать базу для национально-государственного единения украинцев. Такие верования имеют оккультно-синкретический характер с явными элементами скологічності. Организации типа Украинская Родная Вера (Родновера), Рунвера, Ягновірство, Ладовірство т.д включают в себя творческую интеллигенцию, характеризуются образованием различного структурного рода организаций (от всеукраинских организаций! до клубов по интересам). Кое-кто выступает на страницах популярных изданий вроде «Украинского Мира». Иногда переезжают на природу ради встречи языческих праздников. Одни из них придерживаются екологізованого политеизма, другие философски выводят монотеизм во главе с Дажбогом. Они видят в христианстве чужую для Украины религию, которая ведет к уничтожению национальной идентичности и окружающей природной среды. Однако факторов преобразования родноверческих течений в массовое религиозное явление не много.
Незначительную часть религиозной жизни Украины составляют и радикальные сатанинские секты, почти повсеместно незареєстровані. их основными верными являются молодежь, которая воспринимает это объединение как возможность вместе слушать «тяжелую» музыку и проводить «содержательно» время. Большинство таких групп относится к типу сект с харизматичными лидерами во главе. Такс среду часто имеет криминогенный характер, их участники часто находятся в глубоком депрессивном состоянии, склонны к самоубийствам, иногда - коллективных.
В заключение краткого обзора факторов религиозной ситуации в Украине надо сказать, что Украина придерживается в вопросах свободы конфессиональной принадлежности «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» и других международных правовых документов. Одним из основных документов, регламентирующих свободу конфессиональной принадлежности и нормирует государственное законодательство по этому поводу, является «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (1981) и «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (1992) Генассамблеи ООН. В связи с этим свобода конфессиональной принадлежности может быть ограничена в своем конкретном выражении лишь в том случае, когда она противоречит справедливым общечеловеческим требованиям морали, ориентирует на нарушение общественного порядка и подрыв общего благосостояния в демократическом обществе.