Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 12. Социальная философия

§1. Культура

Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогресса прогресів.

А. Швейцер

1. Понятие культуры

Первоначально латинское слово культура означало обработку земли, а также воспитание, образование, развитие. Теперь оно применяется для обозначения способа социальной жизни, объединяет все виды человеческой деятельности и системы позабіологічно выработанных механизмов, регулирующих эту деятельность (ценности, нормы, процедуры).

Культура возникает и существует как условие развития, прогресса человека. В узком смысле это именно понятие означает исторически-конкретные формы культуры (античная культура, европейская культура), а также и специфику деятельности, общения и познания людей в конкретных областях социального бытия, культуре труда, культуре быта, философской культуре, политической культуре, культуре общения и др.).

Еще в давние времена существовали сроки, аналогичные понятию "культура": жень - у древних китайцев, дхарма - в Древней Индии, пайдейя (воспитанность) - у древних греков. В Европе понятие культуры начинает широко использоваться со второй половины XVIII ст.

С позиций рационализма, невежество и религиозный фанатизм - это главная причина человеческих несчастий, избавить от которых может только культурность и цивилизованность, что отличают современность от первобытного варварства и дикости. Основу этой культурности составляют разумность общественного порядка, политический строй, а ее критерии - уровень достижений в науке и искусствах. Назначение ума - сделать людей счастливыми благодаря распространению культуры.

Одновременно возникает критическое отношение к культуре и цивилизации, прежде всего, у Руссо, который считает, что первобытные народы имели простую удачу, в отличие от морально развращенных, "испорченных цивилизацией" современных наций.

В XIX в. в подходе к определению культуры выделяются две тенденции: демократическая и аксиологическая. В рационалистической тенденции культуру понимают как раскрытие способностей ума духовно свободного человека. Другое понимание культуры как специфической системы ценностей развивают неокантіанці. Обе тенденции стремится объединить Макс Вебер, который понимает исторический процесс как тип культуры, а культуру как мир символов и мифов, духовных об'єктивацій.

3. Фрейд понимает культуру как сферу сублимации бессознательного и как систему запретов, ограничений, что накладываются на индивидуальную свободу, а справедливость как обязательность этих ограничений для всех.

Во второй половине XX в. от определений культуры как единого целого переходят к выявление ее структуры, отдельных социокультурных факторов: языка, степени урбанизации, образования, географических (ландшафта, климата) и экономических факторов.

Как отдельные отрасли культуры могут рассматриваться формы общественного сознания, связанные с определенным видом человеческой деятельности, которые исследуют явления с определенной точки зрения: право (с точки зрения, законности и незаконности); искусство (с точки зрения прекрасного и безобразного); мораль (с точки зрения морального и аморального). Свой особый аспект рассмотрения имеют также наука, религия, философия, политология.

Многозначным является и понятие цивилизации (от лат. "цивіліс" - гражданский), что появилось одновременно с понятием культуры и нередко используется как его синоним. Применяется оно также для обозначения материальной, технологической и даже бытовой культуры, в этом случае культура характеризует развитие духовности, а цивилизованность - культуру быта и уровень всей материальной культуры. Цивилизацией называют и всю культуру общества после периода варварства, а также и ее различные этапы, например, античную цивилизацию. О. Шпенглер в книге «Закат Европы» называет цивилизацией последним этапом развития любой культуры, для которого характерны развитие техники и технологии, деградация философии и искусства, скопление огромных масс населения в больших городах, где они обезличивается. Цивилизация предстает как упадок в противовес ограниченном и "цветущем" состояния культуры.

Далее, если нет специальных оговорок, мы будем понимать цивилизацию как материальную сторону культуры, основу которой составляет технология, то есть, как материально-техническую основу культуры.

Культура неразрывно связана с творчеством, как жизнь с рождением новых существ. Творчество понимается как деятельность, направленная на выработку ранее не существующих, социально значимых (имеющих ценность) материальных и духовных ценностей, как источник возникновения культуры и способ самовыражения, самоактуализации человека. В то же время, она всегда существует в культуре, а не вне ее, то есть, опирается на определенную традицию. Именно это единство традиции и нового и является сутью творчества и источником культуры.

Важнейшая проблема культурологического анализа - единство культуры, которая издавна делится на западную и восточную, а в наше время к этому еще добавляется деления на высокую и массовую, на не связанные гуманитарные и технические знания.

2. Запад и Восток

О, запад есть Запад, восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не станет Небо с Землей на страшный Господень суд.

Г. Киплинг

Философия как система взглядов, имеют природу существенно иную в сравнении с мифологией (выделение исходных посылок, выведение следствий из них по правилам логики, возможность отходу от вековых традиций), возникает в Элладе (Древней Греции), Индии и Китае, что привело впоследствии к появлению трех обособленных культур в Середньоземномор'ї, Индии и Китае. Середньоземноморська культура с возникновением ислама распадается на христианскую и исламскую. Они много чем отличаются друг от друга, но имеют и много общего, что отличает их от конфуцианства и делает похожим к иудаизму и буддизма.

Итак, употребление терминов "Запад" и "Восток" не однозначное. Мероприятие может протиставлятись России, исламском Востока Индии и Китая.

Самым глубоким является противопоставление европейской культуры (к ней относят культуру США, Канады, Австралии, Новой Зеландии) культуре Индии и Китая. Различия здесь столь велики, специфика представляется носителями этой культуры настолько естественным, что трудно осознается. Так, логика Индии и Китая не признает закона исключенного третьего, высшая истина здесь есть невнятной (для христиан Библия, а для мусульман Коран является абсолютными истинами). В западной иудейско - христианской традиции природа рассматривается как арена неограниченного деятельности человека, который является царем природы, а в восточной такие принципы, как увей и ахинса всячески ограничивают вмешательство в дела природы.

С другой стороны, еще со времен Древней Греции, где впервые возникает демократия, Европа движется по пути раскрепощения личности, создание условий для ее свободы и всестороннего развития. В восточных деспотиях личность сама по себе не является ценностью.

Эти и много других отличий приводят к тому, что известные слова Киплинга "Запад есть запад, а восток есть Восток, и им никогда не сойтись" представляются не громкой фразой, а констатацией глубокой сути современного мира.

Видимо, есть связь между непринятием закона исключенного третьего и тем, что на Востоке не было противопоставления политеизма и монотеизма. Т. Ямаорі (Блуждания богов в пространстве японской культуры // Вопросы философии. - 1988. - № 3.) пишет, что в Японии количество верующих превышает 200 млн при населении в 100 млн жителей. Нередко японец празднует Новый год в синтоистском храме традиционной японской религии, главным в которой является культ предков, венчание проводит в христианской церкви, а похороны устраивает по буддийскому обряду. Все это для него вполне органично, и невероятно трудно ответить на вопрос, какую религию он исповедует.

Отмечают, например, что в индийском и китайском традиционных обществах не существует понятие справедливости, такого привычного и важного в западной культуре, что характеризует взаимоотношения людей с точки зрения получения ими материальных и духовных благ. Вместо этого, важное значение придается сохранению гармонии природы и общества, что имеет религиозное происхождение. Есть немало других различий. К. Ясперс главное отличие Мероприятия видит в возникновении науки и техники и считает, что мы не узнаем всех причин этого явления, но указывает на некоторые из них, по его мнению, главные:

географическая разнообразие Мероприятия;

идея политической свободы;

последовательная рациональность;

внутренняя глубина бытия личности, которая является мерилом всех вещей;

уверенность в реальности внешнего мира, в котором утверждается западная человек;

подвижность, нестабильность, динамизм;

предельное напряжение сил вследствие претензии на исключительную истинность веры;

решительность в доведении до конца возможных альтернатив;

разнообразие самобытных индивидуальностей;

огромное значение, что предоставляется индивидуальной любви.

Все это приводит к возникновению на Западе разнообразных и часто противоположных типов людей. В то же время Ясперс говорит о необоснованности претензий на превосходство западной культуры, подчеркивает взаимодополняемость, а главное, что западный путь не ведет к совершенствованию человеческой природы.

Существуют и другие особенности восточной культуры. Так, питание индусов полностью вегетарианское, алкоголь полностью исключен. Вопреки біблійському принципа для взрослого мужчины "от отца, матери відліпися и приліпися к жене" здесь действует принцип приоритета почтительности к родителям. Любовь в традиционном китайском понимании ближе всего к обязанности (перед родителями и другими родственниками), нет никакой романтизации любви, столь характерной для европейского Средневековья, и даже траурный цвет в Индии и Китае - белый.

- Для людей Запада вещь или существует, или не существует. Утверждение, что она существует и в то же время не существует, они считают невозможным. Они скажут, когда мы рождаемся, то обречены на смерть. Восточный ум работает иначе: мы никогда не рождались и никогда не умрем. Нет рождения и смерти, нет начала и конца - вот что такое восточный образ мышления. Западный ум считает, что должен быть начало, что Бог должен был создать мир, что сначала было Слово. Нашем восточном ума все представляется совсем иначе: нет Бога-творца, нет начала вещей, нет ни Слова, ни Логоса, ни чего-нибудь, ни ничего.

Д. Судзуки

Источником западной культуры стали философия и искусство Эллады, римское право и политический устройство, христианство и средневековое рыцарство с его культом безупречного героя.

На востоке - слишком большой вылил традиций, доминирование ценностного подхода над технологическим. Специфику составляет также иероглифическое письмо, связанное с образным представлением понятий, склонность к самопознанию и самосовершенствованию.

Принципиально важным является вопрос о будущем взаимоотношений культур Запада и Востока.

Что же до взаимоотношений цивилизаций как материальных сторон культуры, то здесь почти бесспорным является победное шествие западной цивилизации по всему миру, сначала в ее индустриальном варианте, а теперь и в новейшем варианте высоких технологий и информационного общества. Все страны мира в той или иной степени приобщаются к этому процессу, иначе они рискуют безнадежно отстать от локомотива западной цивилизации, что постоянно ускоряет свой бег.

- В мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные, воюющие силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь.

Герман Гессе

3. Массовая культура

Эта культура уже не является в основном продуктом университетского образования, не является определенной рациональной организацией; она является итогом непрерывного, беспорядочного потока случайных сведений, который ежедневно вшивает на нас.

А. Моль

В XX ст., прежде всего в развитых странах, в результате процессов индустриализации и урбанизации формируется так называемое массовое общество, которому присущи стандартизация производства и быта, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации (масс-медиа) и массовой культуры.

Специфику этой культуры составляет ее откровенно коммерческий характер, то, что ее продукция является товаром, предназначенным для продажи. Отсюда, в отличие от высокой классической (элитарной), массовая культура не стремится воплощать идеалы гуманизма, развивать духовность или раскрывать мир художника как творца. Она предлагает то, за что хочет получить прибыль, и рассчитана на средний уровень массового потребителя, нередко ставка делается на примитивные вкусы и инстинкты.

Эта культура выполняет различные функции, иначе она бы не стала массовой и популярной. Она может быть средством для устранения психологических нагрузок (стрессов), для разрядки вытесненных инстинктов (страха, агрессии), средством стандартизации, стереотипизации мышления, чувств и вкусов и воплощения желаемых стереотипов.

Основные недостатки массовой культуры: упрощенность, примитивность, зверненість к низшим подструктур личности. И эта специфика определяет наличие, с другой стороны, положительных черт: легкость восприятия, доступность, демократизм, что обеспечивает ее широкое распространение и большая степень влияния на сознание, подсознание и поведение людей.

А. Моль называет такую культуру мозаичной, поскольку она возникает у человека не в результате систематического образования, а в результате потока случайных влияний средств масс-медиа. Влияние масс-медиа на наше поведение становится настолько существенным, что не только вполне серьезно говорят о средствах массовой информации как о четвертой власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной, но и даже о тенденции к превращению этой, четвертой, власти в первую.

Отношение философов к массовой культуре разное. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, Г. Маркузе оценивают ее слишком критично, считают, что она несет катастрофу для всей культуры, формирует одномерного человека, которым легко манипулировать. Другие - Д. Белл, М. Маклюэн, О. Тоффлер - отмечают на демократизмі массовой культуры, ее способности привлечь к современной культуре, хотя бы на первых ступенькам, широкие народные массы.

На самом деле обе тенденции сосуществуют. Поэтому неоправданными являются как высокомерное, нигилистическое отношение к телевидению, например, так и надежды, что оно станет эффективным средством повышение духовности масс.

К тому же, сама массовая культура становится все неодноріднішою. В ней возникают как худшие образцы, которые эксплуатируют подсознательное влечение к жестокости, насилия, разврата, так и нейтральные в моральном отношении и оптимистичны, гуманистические тенденции.

В последнее время чем раз больше привлекают внимание новые проблемы, связанные с переходом до постиндустриального общества, с влиянием на культуру компьютерной техники, с возможностью разделения человечества на компьютерно-грамотных и неграмотных. Первые, особенно приобщены к такого мощного, глобального источника информации, как Интернет, имеют колоссальные возможности для своего развития, а другие рискуют от них отстать.

А. Моль считает, что не систематичность, мозаичность нашей культуры является ее неусувною качеством: "...следует звикнутись с представлением о мозаичный характер нашей культуры, то есть, о целое, собранное из отдельных кусочков, признать, что это и есть культура в полном смысле слова... В новом мире восприятий формальная логика уступает место менее точным системам, четко выделенные факты заменяются расплывчатыми явлениями, то есть, такими, что не соответствуют каноническому правилу исключенного третьего и требованиям необходимости".

- Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без совести; сейчас эта культура представляет собой несостоятельность и переживает свое крушение.

И. О. Ильин