6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 19
Тема урока. Тональность соль мажор. Разучивание украинской народной песни "Од Киева до Лубен". Слушания украинской народной песни "Ой, под вишней"
Цель урока: закрепить с учащимися виды ладов и сравнить их звучание: мажор-минор, тональность соль мажор; развивать ладо - тональный слух и певческие навыки; воспитывать интерес к украинской народной песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, фортепиано.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки, пение упражнения в тональности соль мажор.
1. Дети, на прошлом уроке мы повторяли последовательность тонов и полутонов в минорной гамме, а кто вспомнит эту последовательность в мажоре.
(Тон. тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).
А теперь убедимся на гамме саль мажор. Построим ее на доске, а вы в своих тетрадях.
Знак послужит для того, чтобы между звуками ми - фа был тон? (Знак диез. Ставим диез возле ноты фа).
- Кто назовет устойчивые звуки в соль мажоре?
(Соль, си, ре).
2. Пропевания гаммы и ее тонического трезвучия.
3. Определение тональности записанной на доске упражнения.
(Упражнение написана в соль мажарі, в размере 2/4).
4. Сольфеджування упражнения с тактуванням.
III. - Сегодня на уроке мы изучим украинскую народную песню „Од Киева до Лубен”, но сначала повторим „Радужную песню” А. Жилинского.
От Киева до Лубен
Украинская народная песня
Шутливо
От Нежина в Прилуки и побила задник.
Припев:
Дам лиха закаблукам,
Закаблукам лиха дам,
Достанеться и передам!
От Полтавы до Хорола ботиночки попорола.
Припев.
А мой отец сапожник ботиночки полатав.
Припев.
Запрягу я козу в телегу и поеду по рогоз.
Припев.
Запрягу я петуха в сани да поеду к Оксане.
Припев.
Запрягу я барана - куда люди, туда и я.
Припев.
1. Художественный показ песни „От Киева до Лубен”.
2. Характеристика прослушанной песни.
- В каком строе прозвучала песня?
(В мажорном).
- Гляньте на нотную запись песни и определите тоника. (Соль).
- Итак, тональность песни соль мажор. Знакома ли вам мелодия? (Так, упражнение, которое сольфеджували).
- К какому жанру отнесем песню?
(Шуточные песни).
- Если в шутку, то нужно выполнять, весело, бодро.
3. Разучиваю песню на слух по фразам. Обращаю внимание детей, что много куплетов, а припев один и тот же. Обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию.
V. Слушание музыки.
1. Рассказ.
Мы продолжаем тему шуточных песен и познакомимся еще с одной - „Ой, под вишней”.
Вы знаете, что украинский народ любил работать, но умел и веселиться. Поэтому в своих песнях народ высмеивал бездельников, неудачников, лень или неудачное ухаживание. Эту песню М. Лысенко использовал в опере „Наталка Полтавка”, чтобы охаракгеризувати в сатирической форме действующих лиц Выборного и Возного.
2. Слушание произведения в современном исполнении трио Маренич.
3. Характеристика прослушанного.
- В каком характере звучала песня?
- В каком строе?
- Что можете сказать о темп песни?
4. Повторное слушание.
VI. Итог урока.