Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ХАЙСК (HAEUK) Фридрих фон (1899 - 1992) - австр. экономист и социальный философ. Окончил Венский ун-т, работал дир. Австр. центра экон. исследований. С 1931 г. работает в Англии, с 1949 - в США, в 70-х гг. возвращается в Австрию. Ученик Візера и Бем-Баверка, последовательный сторонник идей экон. либерализма и ценностей зап. демократии. Лауреат Нобелевской премии в области экономики.

Основной ценностью зап. цивилизации является, по мнению X., идея свободы индивида. Именно благодаря высвобождению от плотной сети внешних ограничений Запад смог достичь высоких темпов экон. роста, обеспечить благосостояние и социальную защиту подавляющего большинства населения. Однако начиная с XIX в. в массовом сознании достижения прогресса все меньше начинают ассоциироваться с либеральными ценностями, усиливается влияние сторонников коллективистского принципа, экон. аналогом которого выступает идея гос. регулирования экономики вплоть до обобществления средств в-ва и контроля над распределением и потреблением ("Путь к рабству", 1944). Свое класс, воплощение коллективистский принцип как антипод либерализма приобретает в социалист, и фашистской идеологиях, которые, по мнению X., очень родственны между собой. Социальной базой фашизма выступает "новый средний класс" - мелкая буржуазия, в среде которой доминирует стремление избежать риска и неопределенности и иметь сравнительно небольшие, но стабильные социальные гарантии. Коллективистский принцип декларирует ликвидации экон. неровности и достижения социальной справедливости, однако, как убежден X., он, по сути, является аморальным, поскольку индивидуальная ответственность подменяется здесь "коллективными интересами", которыми, как правило, маскируют свои эгоистичные цели отдельные лидеры или привилегированные группы ("Роковая ошибка", 1981).

Даже страны с высокоразвитой рыночной экономикой и демокр. полет, укладом, полагал X., нельзя рассматривать как воплощение либерального принципа, поскольку еще в сутки класс, либерализма государство - X. полемизирует в данном случае с взглядами Кейнса - продолжала регулировать денежную эмиссию, налоги, таможенные сборы и т.д. С другой стороны, существующая система парламентаризма, представительной демократии несовершенна. Благодаря ей лоббистские группировки, коалиции организованных интересов" на первый взгляд демокр. путем навязывают свою волю большинству населения. "Организованные группы" добиваются влияния в рыночной сфере, эксплуатируя тех, чьи интересы невозможно четко организовать - налогоплательщиков, потребителей, пенсионеров и т. п., что порождает контроверзу: "или свободный парламент - или свободный народ" ("Закон, законодательство и свобода", 1973 - 1979). Не индивидуальный эгоизм, а организованные групповые интересы, по мнению X., основной угрозой свободе и демократии.