Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген (18.06.1929, Дюссельдорф) - нем. социальный философ и социолог, один из виднейших представителей зап. неомарксизма. Получил образование в ун-тах Геттингена, Цюриха и Бонна. Наук, деятельность начал в Франкфуртском ин-те социальных исследований под рук. М. Хоркхаймера и Т. Адорно, принадлежит к "второго поколения" теоретиков франкфуртской школы. С 1964 по 1971 гг. - проф. философии и социологии ун-та Франкфурта-на-Майне, с 1971 по 1983 гг. - директор ин-та по изучению жизненных условий наук.-техн. мира в Штарнберзі, с 1983 г. - снова проф. Франкфуртского ун-та. В 60-х гг. выступал одним из идеологов зап. нем. "новых левых", однако по мере радикализации этого движения отмежевался от него как от разновидности "левого фашизма". Ранние пращей X. ориентированы в духе неомарксист, крит. теории общества, которая развивалась франкфуртской школой, впоследствии, с 80-х гг., обосновывает собственную версию соціол. теории - теорию коммуникативного действия, стремясь интегрировать идеи неомарксизма с идеями символ, интеракционизма, герменевтики, функционализма, социологии понимание. Марксов истор. материализм требует, по мнению X., "теорет. реконструкции", поскольку в нем нет разграничения между двумя главными измерениями сусп. бытия человека - трудом и інтеракцією (общением), последнее фактически редуковане к первому, растворен в нем. X. стремится осмыслить антиномічну суть социального бытия человека в полярных категориях труда и интеракции, публичности - приватности, цілераціональної действия - коммуникативного действия, сусп. системы - жизненного мира, господство - свободного дискурса, значение - фактичности и др.

Важное место в теорет. построениях X. принадлежит веберівській теме рациональности и рационализации. Вслед за старшими франкфуртцами он указывает на то, что в пізньобурж. обществе процессы рационализации способны набирать деструктивного и антигуманного характера ("система колонизирует жизненный мир человека"). В то же время X. не разделяет есхатол. настроений М. Хоркхаймера и Т. Адорно относительно полного краха идеалов европейского просвещения и неизбежности трансформации демократий в тоталитарные режимы. Когнитивно-инструментальная рационализация - это лишь одна из осей, вокруг которых разворачиваются процессы социальной эволюции. Современное общество создает невиданные ранее возможности развертывания коммуникативной деятельности. Еще в ранней работе "Структурные изменения общественности" X. показал, что становление ин-тов зап общества тесно связано с феноменом общественности и общественного мнения. Современное общество представляет собой не замкнутую, а открытую систему, развитие которой связано с формированием способности человека "децентрувати" собственную позицию и взглянуть на вещи с т. з. другое. Коммуникативное действие означает поиск добровольного согласия ее участников на установление сотрудничества, совместных поисков договоренности. В целом социальная эволюция для X. - процесс "обучение", где не только решаются проблемы, но и появляются новые. В ряде последних работ X. коммуникативно-действенный подход применен для обоснования системы категорий дискурсивной этики, постановки "диагноза эпохи" и крит. анализа идей постмодернизма.