Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Коммуникативная природа человеческого бытия

Соотношение критической рациональности, свободы и ответственности

В нынешней антропо - и социокультурной ситуации видное место занимает проблема поиска ценностей и норм співбуття людей. Без наличия таких ценностей и норм сосуществования будут оставаться самозамкненість индивидов и моральный релятивизм. Если в сознании нет тех глубинных, восходящих принципов, которые укореняют ее в бытие, то нивелируются, разрушаются смысложизненные параметры человеческого существования, экзистенции.

Основательное осмысление данной проблемы осуществлено немецким мыслителем К. О. Апелем. Исходной позицией для него является осознание трех обстоятельств. Первая - кризис классического рационализма, его основополагающих ориентиров. Вторая - понимание того, что только экзистенциально, антираціоналістично ориентированные доктрины не в состоянии ответить на вызовы современности. Прежде всего это касается необходимости опереться на какие-то ценности и нормы, которые бы давали возможность минимально міжсуб'єктно благоустроен обустроить жизнь человеческого сообщества. И, наконец, третье обстоятельство - осознание непременной необходимости такого устройства. Без него зависает в воздухе проблема сохранения собственно человеческого в мире человека. Чтобы разорвать эту цепь, Апель разрабатывает и применяет методологию конечного обоснования возможностей унормованого общения. Речь идет о применении универсальной, трансцендентной прагматики применительно собственно коммуникативных актов.

На наш взгляд, здесь предложен подход наиболее оптимальный в нынешних условиях. Тем самым дан ответ на вопрос: как избежать эгоцентризма, солипсизма и морального релятивизма и выйти на такие параметры по-современному рационально обустроенного бытия, которые бы учитывали всю огромную традицию углубленного изучения, постижения жизненного мира человека, тайн ее души, психики и экзистенции. Относительно рационального обустройства бытия, речь идет прежде всего об критическую рациональность - рациональность прежде всего речевого взаимодействия (коммуникации), в том числе и этического дискурса. В монологе может быть только менторская рациональность. Только во взаимодействии, общении нескольких впервые возникает рациональное как принцип человеческого сообщества.

На особое внимание заслуживает осуществленное К. О. Апелем в лучших традициях трансцендентальной философии обоснования критических норм и принципов. Благодаря этому соединено идею реализации свободы (как воплощение фундаментального для XX столетия принципа отдельности) и идею человеческого співбуття как принципиально інтерсуб'єктивного (такого, которое строится на основе взаимных требований ответственности мыслящих людей в рамках коммуникативного сообщества). Этика ответственности (перед другими, собой, будущим) дает для этого очень много. Действительно, деятельность и отношения людей являются рационально обоснованными только тогда, когда они не подрывают онтологических основ человеческого существования, обеспечивают выживание рода человеческого. Центром очерченного подхода является человек как живая, чувственная существо, вопрос жизненного мира человека, не спаплюженого окружающей среды. И, в конце концов, не искаженные человеческие отношения как основополагающий принцип сохранения человеческого в человеке.