II СЕМЕСТР
УРОК 53
Тема. Чтение. Совершенствование навыка чтения слов с сочетаниями -ого-, -тся, -ться
Цель: учить учащихся выразительному беглому чтению; развивать и совершенствовать навыки литературного произношения; воспитывать наблюдательность, внимательность.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
1. Речевая разминка
1) Работа со скороговоркой. Конкурс скороговорщиков.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень —
Искала булавку весь день.
В. Капралова
2) Прочитайте. Отгадайте загадки.
• Не сердятся, а усами ворочают.
Не молчат, а слова не скажут.
Идут, а с места не сдвинутся. (Часы)
• Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно... (шишек).
Е. Серова
• На бахче у нас растёт,
Как разрежешь — сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется... (арбуз).
• Птичка-невеличка
Хочет сделать шажок —
Подучается прыжок. (Воробей)
• Спит или купается —
Все не разувается;
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
2. Послушайте стихотворение С. Маршака «В путь!»
Счастливый час и добрый путь
Шагающим колоннам,—
Набраться сил и отдохнуть
В лесу, в бору зелёном.
Увидеть дятла на суку,
Как будто заводного,
И слышать мерное «ку-ку»
Из сумрака лесного.
То бороздить речную гладь,
То в синем море плавать
И в свежих чащах собирать
Грибы, цветы и травы.
И видеть край перед собой,
Родной, но незнакомый,
И заходить под кров любой,
И быть везде, как дома.
— В чём поэт видит счастье?
Чтение стихотворения «эхом» за учителем.
— Подберите рифму к словам: путь, суку, заводного, собой.
— Найдите в стихотворении понравившуюся строфу и выразительно прочитайте её.
3. Работа с текстом
— Приходилось ли вам видеть мать-и-мачеху?
— Что вам известно об этом растении?
Чтение рассказа учителем.
МАТЬ-И-МАЧЕХА
Это яркий жёлтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.
А цветёт он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветёт на откосах. Цветёт на покрытых углём и шлаком насыпях. Цветёт около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.
— Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! — радуются люди.
— Кого они так называют? — удивляется цветок.— Наверно, землю, на которой я расту. Для меня-то она мать, а для других цветов пока ещё мачеха.
Но вот приходит время цветов, и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые; потрешь о щёки — и станет тепло.
— Это мать,— говорят люди.
Зато снаружи листья твёрдые, скользкие; приложишь к щеке — и почувствуешь холод.
— А это мачеха,— объясняют люди.
Но листьям мать-и-мачехи всё равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие зелёные щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю. А своей изнанкой, своей теплой материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:
— Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.
В. Берестов
— Что нового вы узнали из текста?
— Всё ли понятно вам в тексте?
Повторное чтение текста учащимися «цепочкой».
Выборочное чтение.
— Где цветёт мать-и-мачеха?
— Как отреагировало растение, когда услышало своё имя?
— Какие листья у мать-и-мачехи?
— Почему это растение так назвали?
— Найдите и прочитайте предложение с обращением.
— Прочитайте слова: появляется, торопится, радуются, прижимаются.
— Прочитайте предложения с этими словами.
Игра «Найди предложение»
Учитель читает начало или конец предложения, учащиеся должны найти всё предложение.
IV. Итог урока
Беседа
— Что нового узнали сегодня на уроке?
— Повторите разученную скороговорку.
V. Домашнее задание