СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
УРОК № 53
Тема. Обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
Цель: обобщить изученное и систематизировать знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; развивать умения и навыки правильно ставить знаки препинания; составлять разные типы сложных предложений; логично и последовательно мыслить; воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Если исключительные события не будут описаны кистью гениев,
то с течением времени они исчезнут из памяти и сказания
о них не дойдут до грядущих поколений.
Чэн Хун
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
1) Какое предложение называется сложным с разными видами связи?
2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?
3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?
4) Как ставятся знаки препинания в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью?
3. Синтаксический разбор предложения — эпиграфа к уроку.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Зрительно-слуховой диктант с заданием.
(Текст записан на доске или есть на партах у всех учащихся.) Учащиеся воспринимают содержание текста, обращая внимание на пунктограммы и орфограммы.
• Запишите предложения; объясните постановку знаков препинания; составьте схемы 2, 3, 4 предложений.
Была ранняя весна
Когда они пришли впервые, вечерняя заря начиналась, а меж деревьями уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах: стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо-рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зернами.
Ветви слегка шумели от легкого ветра, жидко и голо; они будто ощупывали друг друга, то притрагивались концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев: жив ли? Верхушки стволов легонько покачивались — деревья казались живыми даже и безлистые. Все было таинственно-шуршащим и густо-пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие.
(Г. Троепольский)
3. Проверка зрительно-слухового диктанта, анализ ошибок.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Работа в малых группах.
• Придумайте 3 схемы сложных предложений с разными видами связи; составьте предложения по схемам, предложенным товарищами; составьте 3 вопроса по теме «Сложные предложения с различными видами связи».
3. Проверка работ, выполненных учащимися, взаимоопрос.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал, подготовится к тематической контрольной работе.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.