СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
УРОК № 52
Тема. Период
Цель: дать учащимся понятие о периоде как о многокомпонентном сложном предложении, которое отличается исключительной полнотой и завершенностью содержания; формировать практические умения и навыки распознавать части данной конструкции, развивать правильную речь, воспитывать интерес к изучению классической литературы.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Книги, сто раз прочитанные другими, всегда полезно прочитать, ибо,
хотя объект остается одним и тем же, субъект меняется.
Г. Лихтенберг
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Один из видов сложного предложения представляет собой период.
Периодом называется гармоничное по своей синтаксической структуре многочленное сложное предложение, отличающееся исключительной полнотой и завершенностью содержания.
Будучи в большинстве случаев составной частью более или менее значительного по объему произведения, период также может представлять собой и самостоятельное по сути и по форме произведение минимального объема.
По своему составу и по интонационным признакам период обычно разбивается на две основных части: повышение и понижение тона. Первая из них характеризуется постепенным повышением голоса, достигающим некоторого максимума на грани двух частей периода; вторая — относительно резким понижением тона с обычным для повествовательных предложений спадом к концу периода.
На письме повышение и понижение разделяются тире или тире с запятой; на месте этих знаков у авторов первой половины ХІХ века часто встречается двоеточие.
Основные части периода редко бывают хотя бы приблизительно равны одна другой по объему, да писатели и не стремятся к этому. Обыкновенно одна из них, заключающая в себе главное содержание высказывания, значительно (в несколько раз) превосходит другую.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.
• Прочитайте текст, сделайте анализ пунктограмм и орфограмм.
Ему [писателю] не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта: || ибо не признает современный суд, что равно черны стекла, озирающие солнца и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признает современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!
(Н. Гоголь)
3. Работа в малых группах.
• Определите части периода (в пособии части периода разделены значком ||); объясните знаки препинания.
1 группа
Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит,
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнет травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнет во мраке веселей,
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной,
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет,— ||
К тебе я стану прилетать,
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать.
(М. Лермонтов)
2 группа
Я люблю природу,— || когда она со всех сторон окружает меня. когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух и этот же воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда эти самые сочные листья травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов, когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют линию далекого леса, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокую голубизну бесконечного неба, когда вы не один ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, везде кругом заливаются птицы.
(Р. Роллан)
(Первая часть этого периода, довольно длинного и сложного по синтаксической структуре, состоит всего из трех слов.)
3 группа
Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям,— || юность с ее здоровьем и радостью жизни, с ее наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя; пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки.
(А. Фадеев)
4 группа
Подобно тому как по отношению к существующим языкам мы видим, что слова звукоподражательные (и притом именно действительно звукоподражательные по происхождению, а не те, которые могут казаться нам такими) составляют лишь незначительное меньшинство в языке и не играют в нем видной роли,— || точно так же и по отношению к эпохе первого образования человеческого языка мы не имеем никакого основания думать, будто первые слова в языке были именно слова звукоподражательные.
(Ф. Фортунатов)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Взаимоопрос «Перекрестный огонь».
Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать период из любого художественного произведения русских классиков.