Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 53. Принципы работы эндокринной системы. Железы внутренней секреции. Гормоны

 

Образовательная цель: дать понятие о значение и характерные особенности эндокринной системы, гуморальной регуляции функций организма, ознакомить с разновидностью желез и их особенностью.

Основные понятия и термины: эндокринная система, железы внешней секреции, железы внутренней секреции, железы смешанной секреции.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- Какие есть способы регуляции функций организма?

- В чем суть рефлекторного характера потоотделения?

Строение рефлекторной дуги?

II. Изучение нового материала.

1. Железы. Основные группы желез. (Рассказ учителя с элементами беседы и составлением схемы).

Железы - это клетки или многоклеточные органы, которые выделяют секреты.

 

 

2. Эндокринная система. Принципы ее работы. (Рассказ учителя с использованием таблицы).

Эндокринная система - это система желез внутренней секреции.

Эндокринология - это наука, изучающая строение и функции желез внутренней секреции.

Железы внутренней секреции - секреты выделяют непосредственно в кровь или лимфу, что их омывает.

Железы внутренней секреции - это гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, вилочковая железа, надпочечники, прищитоподібні железы. Деятельность желез регулируются нервно-гуморальным системой организма. Эндокринные железы вырабатывают гормоны.

3. Гормоны, их природа и биологическая действие. (Рассказ учителя с использованием рисунка в учебнике).

Гормоны - это высоко-специфические биологически активные вещества, которые оказывают свое воздействие в небольшом количестве далеко от места синтеза.

Гормоны по своей природе - это различные вещества - белки, производные аминокислот или жироподобные вещества (стероиды). Известно 50 гормонов. Они быстро разрушаются тканями, поэтому необходимо их постоянное поступление в кровь.

4. Регулирующее влияние гормонов. (Рассказ учителя).

Гормоны:

- являются носителями информации;

- ограничивают амплитуду колебания какого-либо физиологического показателя;

- действуют по принципу обратной связи.

Регулирующее влияние гормонов может реализоваться в воздействии на плазматические мембраны, ферменты мембран, клеточные органы или гены.

Эндокринная регуляция направлена на долговременные медленные процессы в организме - рост, дифференцировки, размножения, обмен веществ.

III. Закрепление знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- В чем различие между железами внешней и внутренней секреции?

- Что такое гормоны?

- Что такое эндокринная система?

- Каков принцип работы эндокринной системы?

- Какие железы относятся к железам внутренней секреции?

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.