ВЫЗОВ - ОТВЕТ - понятия, введенные А. Дж. Тойнби для обозначения одной из определяющих характеристик ритма существования цивилизаций. По его мнению, ход цивилизационных процессов и прохождения цивилизацией основных этапов ее жизненного круга (возникновение, рост, надлом, деградация и разложение) подлежат закону В.-в., согласно которому каждый шаг прогресса цивилизации предстает как адекватный ответ на вызов окружающей среды - природной для первых, родительских цивилизаций; природного и социального - для последующих. Вызовы эти вызываются действием самых разнообразных факторов естественно - истор. среды, среди которых А. Тойнби отмечает, в частности, "стимул" страны с суровыми условиями жизни, "стимул" новой нетронутой земли, "стимул" неожиданного удара со стороны внешнего врага, "стимул" невыгодного социального статуса (скажем, рабства). Но образуется тот или иной вызов, как правило, не единичным фактором, а комбинацией нескольких, поэтому это не какая-то единая сущность, а отношение. При этом сам а. тойнби склонен толковать это отношение не только как взаимодействие неодушевленных сил, вроде "инь" и "янь", но и как "столкновение между двумя сверхчеловеческими личностями" міфол. или религ. типа.
В целом же значение вызова как внешней побуждения заключается в том, чтобы превратить внутренний творческий импульс на постоянный фактор, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. Вызов дает толчок развития соответствующего общества (цивилизации), поскольку, отвечая на вызов, оно решает проблему, возникшую перед ним, и достигает высшего и более совершенного с т. з. усложнение структуры, состояния. Отсутствие вызовов, очень благоприятные условия - это отсутствие стимулов к росту и развитию, чем поощряется обратное движение. И наоборот, если вызов очень мощный и масштабный, это исключает саму невозможность надлежащего ответа общества на него. Поэтому адекватный ответ - как во время генезиса, так и в ходе существования цивилизации, на вызов истор. ситуации, что включает комплекс природных и социальных факторов, обусловленная своеобразным закону золотой середины: вызов не должен быть ни слабым, поскольку тогда он не вызовет достаточного заметной и активной ответа, ни слишком суровым, потому что это может или прекратить рождение цивилизации в зародыше, или же перетяти путь ее существованию на том или ином этапе.
Основу адекватного ответа закладывает деятельность творческого меньшинства, которое продуцирует новые конструктивные идеи истор. преобразований, соответствующих вызова. Сама же ответ осуществляется в ходе усвоения через мимезис этих идей и их воплощением в жизнь пасивнішою меньшинством. Развитие цивилизации продолжается, пока она способна на адекватные ответы все новым вызовам среды, а эта способность обусловливается способностью творческого меньшинства производить востребованные идеи. Потеряв эту способность, меньшинство с творческой становится господствующей, владарюючою благодаря уже не авторитета, а принуждения, материальным инструментам власти, прежде всего - силе оружия.
Такое превращение правящей элиты обусловлено, во-первых, тем, что происходит постепенное ухудшение состава общности людей с высокими обдарованнями, достижениями, заслугами и моральным авторитетом, степени ее трансформации в замкнутую самовідтворювану касту. Во-вторых, внутреннее вырождение духовной элиты приводит и к тому, что власть переходит от людей творческих до властных и авторитетных. Это с необходимостью приводит к все более широкое осознание несправедливости существующего строя и "раскола духа". Творческие люди, потеряв лидирующее положение, теряют и интерес к целенаправленного преобразования сусп. реальности, сосредоточивают свои духовные потенции вне ее, автоматически выполняя свои социальные роли.
На полюсе же, противоположном господствующему меньшинству, пассивное большинство видоизменяется во "внутренний пролетариат" - слой людей, неспособных к общественно полезной деятельности, которым присущ паразитический образ жизни и одновременно - готовность к возмущениям при невыполнении их требований "хлеба и зрелищ". Параллельно на внешних границах появляется "внешний пролетариат" - младшие народы, которые отстают от надломленной цивилизации по уровню развития. При таких условиях становится все труднее, а то и невозможно, давать нужный ответ. В обществе возникают, накапливаются и обостряются все розмаїтніші аномалии, приводящие к надлома цивилизации, а в дальнейшем к ее глубокого упадка и в перспективе - к гибели. Однако утрата цивилизацией способности к ответу на вызовы истор. ситуации не является, по А. Тойнби, заранее определенной и окончательной; эта способность может релаксуватися и в условиях надлома и упадка благодаря рациональной политике правящего класса, этерификации и духовного единения путем образования, на основе объединения мировых культур, вселенской религии и привлечения к ней в контексте будущей всемирной цивилизации.