Стилистические функции
неологизмов
Движущей силой всех изменений
в лексике языка является окружающая действительность, деятельность, номинативно-речевая
творчество человека от времен родового и племенного бытия до национального,
межнационального. Человек всегда называла все познаваемо, то познанное, осознанное или
только усвідомлюване, представимое ней: явления природы, общественные и индивидуальные
реалии. Так в языковой системе возникли слова и сочетания слов, которые на первых
порах были новыми, то есть неологизмами.
Неологизмы (греч. neos -
новый и logos - слово, учение) - новые слова, я ни появляются в языке для того,
чтобы обозначить, назвать новые понятия, явления, процессы.
Возникают неологизмы
вследствие развития, изменений в общественной жизни, особенно в науке, технике,
искусстве и др. По мнению А. Грищенко, «...статус неологизмов соответствующие слова
сохраняют до тех пор, пока они не становятся узуальними, то есть общеупотребительными,
свойственными устной и писемному речи широких кругов носителей литературного
языка».
Каждое отдельное слово,
сочетание слов, фразеологизм, даже ударение в слове впервые появляется в
устах и сознании отдельного лица, однако слова из многих причин конкретного
автора не имеют. Исключение составляют слова - термины. Например, с именем
русского ученого Михаила Ломоносова (1711 -1765) связано употребление слов -
сроков кислота, маятник, насос, созвездие (калька с созвездие),
словосочетание земная ось. Это примеры лексических новообразований (неологизмов).
Кроме них, появляются и семантические неологизмы, сравн.: 1) бригадир - в России
XVIII ст. - военный чин, средний между полковником и генералом (ныне это
историзм); 2) бригадир - преимущественно руководитель какого коллектива лиц на
производстве, заводе. В конце XIX - начале XX в. слова изобретатель,
исследователь, представитель, писатель, сторонник, издатель, оратор,
кружковец, читатель, переводчик, пользователь, потребитель, юморист, прогрессист,
украинист, экспериментатор, певица и другие считались неологизмами. В 50 -
60-е годы XX в. к неологизмов принадлежали слова цілинник и космонавт, теперь
первое из них стало історизмом, а второе воспринимается как общеупотребительное слово.
Появляясь вместе с
новым понятием о предмете, явлении и др., неологизм не сразу входит в
активной лексики, часто и не достигает его границ. Только став общеупотребительным и
общепонятным, он перестает быть неологизмом, осознается как слово
обычное, ежедневное или же как единица пассивной, сугубо специальной, отраслевой и т.п.
лексики.
Кроме новых слов, которые с
временем становятся загальномовними, есть также слова, созданные писателями,
общественными деятелями с определенной функциональной целью, напр.: яблуневоцвітно,
розкрилено (роста), шалун-летун, будущее, сонцебризний, порывы ветра,
акордитись, ясносоколово; Стоит сторозтерзаний Киев и двести распят я (П.
Тычина). Или: підхмар'я цвет (А. Малышко), шумящие волны (Ю. Смолич),
крайсвитний (Ю. Яновский), звездоносець, залізнотіла, стально-серда,
ширококрилий (Г. Бажан), фальшак, безвірко, безбровко, плюндрач (О. Гончар) и
др. Такие неологизмы принято называть индивидуально-авторскими (
контекстуально-языковыми, оказіональними). Они используются только в определенном
авторовому контексте, другими говорящими употребляются лишь эпизодически.
Авторские неологизмы
своеобразно подчеркивают речи, приобретают вполне очевидного
стилистико-функционального окраску, напр.: Тот, кто безошибочно бьет
кувалдой по наковальне, как по голове, ...кто умело выкручивает железо, как руки, -
крутизалізенко, тот, кто ловко хватает клещами детали, как язык, - хапайкленко
(В. Голобородько). Некоторые лексемы - неологизмы писатели заимствуют из
народной речи. Так, А. Гончар творчески использовал слова терпень, холодень,
голодень, которые появились в годы голодомора.
Итак, неологизмы в языке
- это всегда ее обновления, в большинстве случаев логически и стилистически
мотивированное обогащения, мовленнєво-лексическая динамика в речи, проявление ее развития.