Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЧАСТЬ III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

 

6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

6.3. Анализ прибыли от производства продукции

 

Прибыль промышленного предприятия создается в процессе производства продукции, хотя реального содержания, формы он приобретает только после реализации продукции.

Анализ прибыли, полученной в процессе изготовления продукции, позволяет оценить эффективность деятельности производства.

Собственно, в процессе производства скрываются наибольшие резервы роста прибыли предприятия. Поэтому наравне с анализом прибыли от реализации продукции следует проводить анализ прибыли от производства продукции (табл. 6.2).

 

Таблица 6.2

Анализ прибыли от производства продукции

 

Показатель

По плану

По плану на фактический выпуск

По отчету

Абсолютное отклонение (+,-)

(гр.З-гр.1)

А

1

2

3

4

1. Товарная продукция в оптовых ценах, тыс. грн.

(pq)

8819

8925

8994

+175

2. Полная себестоимость товарной продукции, тыс.

грн (zq)

7838

7808

8103

+265

3. Прибыль от производства товарной продукции, тыс. грн.

(pq-zq=П), (г.1-г.2)

981

1117

891

-90

 

Итак, как свидетельствуют данные табл. 6.2, за отчетный период предприятие снизило объем прибыли по сравнению с планом на 90 тыс. грн.

На отклонения от плановой величины прибыли действуют такие факторы:

- изменение объема продукции;

- изменение структуры выпущенной продукции;

- изменение себестоимости продукции;

- изменение цен на продукцию.

Обозначим:

qпл; q1 - производство определенного вида продукции в натуральном выражении соответственно по плану и отчету;

zпл; z1 - себестоимость единицы продукции соответственно по плану и по отчету;

П - соответствующий доход.

Рассчитаем влияние отдельных факторов на изменение прибыли от производства продукции:

- изменение цен - необходимо сопоставить фактическую сумму прибыли с той, которая могла быть получена при условии сохранения планового уровня цен:

= 8994 - 8925 = +69 тыс. грн.;

- изменение себестоимости - следует фактическую сумму прибыли при условии сохранения цен на плановом уровне сопоставить с плановой прибылью, пересчитанному на фактический объем и ассортимент изготовленной продукции:

= 7808 - 8103 = -295 тыс. грн.;

- изменение объема реализации - изменение объема прибыли прямо пропорционально изменению объема продукции:

то есть физический объем продукции вырос на 1,012х100-100 = 1,2%. Отсюда прибыли под влиянием изменения объема продукции также изменится на 1,2%:

= 9810,012 =+11,8 тыс. грн.

- изменение ассортимента продукции:

=

= (8925-7808) - 9811,012 = +124,2 тыс. грн.

Балансовая проверка:

69 + (-295) + 11,8 + 124,2 = -90 тыс. грн.,

т.е. расчеты правильные, поскольку совокупное влияние всех факторов равна изменению фактической прибыли по сравнению с планом (табл. 6.2).

Анализ результатов факторного анализа свидетельствует, что уменьшение прибыли в сравнение с планом вызван только одним фактором - ростом себестоимости продукции, что было подчеркнуто при анализе затрат на 1 грн. продукции.