УРОК № 50
Тема. Правописание н, нн в именах прилагательных
Цель: сформировать у учащихся навыки правильного написания н и нн в суффиксах прилагательных.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Прилагательные с суффиксом -н-, образованные от существительных с основой на -н пишутся с двумя н, например:
Прилагательные, образованные от имен существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-, пишутся с двумя н, например: утро — утренний, экскурсия — экскурсионный. Исключение: ветреный.
Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, пишутся с одной н, например: песок — песочный, серебро — серебряный, орел — орлиный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
В кратких прилагательных пишется столько н, сколько в полной форме, например: бездонная пропасть — пропасть бездонна, зеленые посевы — посевы зелены.
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Образуйте от данных существительных прилагательные с помощью суффиксов:
а) -н-: конь, цена, туман, ярость, грусть, машина;
б) -енн- и -онн-: хозяйство, листва, торжество, искусство, авиация, станция, инфекция;
в) -ан-, -ян- (-янн-), -ин-: лед, дерево, рожь, оса, голубь.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Словарный диктант с преобразованием.
Замените существительные, стоящие в родительном падеже, именами прилагательными с суффиксом -ин-. Запишите, ставя прилагательные перед существительными. Суффиксы прилагательных обозначьте.
Крик журавлей — следы зверя, яйцо голубя, рой пчел, рев льва, уши осла, укус муравья, гнездо воробья.
2. Словарный диктант с грамматическим заданием.
Замените, где возможно, полную форму прилагательного
краткой и запишите. Обратите внимание на написание н и нн в кратких прилагательных.
Ценный подарок — подарок ценен; грустный вид, каменный дом, вкусный пирог, стеклянный графин, знойный день, спокойный ребенок, возмутительный поступок, безукоризненный вид, пустынная местность.
3. Распределительный диктант.
Распределите прилагательные в два столбика: в первый выпишите прилагательные, у которых в суффиксах одно н, а во второй — прилагательные с двумя н. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.
Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, костяной, обыкновенный, багряный, румяный.
4. Выборочный диктант.
Прослушайте текст. Найдите слова с орфограммой «Н и нн в суффиксах прилагательных». Выпишите прилагательные. Суффиксы обозначьте.
Павлик проснулся до рассвета. Осторожно открывая тяжелые двери, он отправился в гостиную. Это было большое путешествие маленького мальчика по пустынной квартире. Пока глаза Павлика привыкали к сумраку, он осторожно обошел густое бархатное дерево, еле-еле мерцающее серебряными нитями канители. Каждый шажок мальчика чутко отдавался в елке мягким бумажным шумом, вздрагиванием, шуршанием хлопушек, тончайшим звоном стеклянных шаров.
(По В. Катаеву)
5. Творческое задание.
Опишите куклу: петрушку, Ваньку-встаньку, Буратино и др. Расскажите, из чего сделана кукла и ее одежда, как она раскрашена, как ею играют дети. Какие прилагательные вы употребили в своем описании? Какие из них качественные, какие — относительные?
6. Лингвистические наблюдения.
Прочитайте слова в таблице. Правильно ли они внесены в нее? Спишите, делая необходимые изменения. Составьте 1—2 предложения с прилагательными из таблицы и выделите в них суффиксы.
н |
нн |
Масля..ое пятно, песча..ый берег, овчи..ая шуба, оловя..ый солдатик, торфя..ое болото, осе..ий день, безветре..ая погода |
Румя..ое лицо, бесчисле..ые звезды, мыши..ая нора, чугу..ый рельс, регистрацио..ый лист, ветре..ый день, соломе..ая крыша, клюкве..ый сок |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 46, 47. Упр. 544, 546.