Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 50

Тема. Правописание н, нн в именах прилагательных

 

Цель: сформировать у учащихся навыки правильного написания н и нн в суффиксах прилагательных.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Прилагательные с суффиксом -н-, образованные от существительных с основой на -н пишутся с двумя н, например:

Прилагательные, образованные от имен существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-, пишутся с двумя н, например: утро — утренний, экскурсия — экскурсионный. Исключение: ветреный.

Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, пишутся с одной н, например: песок — песочный, серебро — серебряный, орел — орлиный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

В кратких прилагательных пишется столько н, сколько в полной форме, например: бездонная пропасть — пропасть бездонна, зеленые посевы — посевы зелены.

2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Образуйте от данных существительных прилагательные с помощью суффиксов:

а) -н-: конь, цена, туман, ярость, грусть, машина;

б) -енн- и -онн-: хозяйство, листва, торжество, искусство, авиация, станция, инфекция;

в) -ан-, -ян- (-янн-), -ин-: лед, дерево, рожь, оса, голубь.

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант с преобразованием.

Замените существительные, стоящие в родительном падеже, именами прилагательными с суффиксом -ин-. Запишите, ставя прилагательные перед существительными. Суффиксы прилагательных обозначьте.

Крик журавлей —  следы зверя, яйцо голубя, рой пчел, рев льва, уши осла, укус муравья, гнездо воробья.

2. Словарный диктант с грамматическим заданием.

Замените, где возможно, полную форму прилагательного

краткой и запишите. Обратите внимание на написание н и нн в кратких прилагательных.

Ценный подарок — подарок ценен; грустный вид, каменный дом, вкусный пирог, стеклянный графин, знойный день, спокойный ребенок, возмутительный поступок, безукоризненный вид, пустынная местность.

3. Распределительный диктант.

Распределите прилагательные в два столбика: в первый выпишите прилагательные, у которых в суффиксах одно н, а во второй — прилагательные с двумя н. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, костяной, обыкновенный, багряный, румяный.

4. Выборочный диктант.

Прослушайте текст. Найдите слова с орфограммой «Н и нн в суффиксах прилагательных». Выпишите прилагательные. Суффиксы обозначьте.

Павлик проснулся до рассвета. Осторожно открывая тяжелые двери, он отправился в гостиную. Это было большое путешествие маленького мальчика по пустынной квартире. Пока глаза Павлика привыкали к сумраку, он осторожно обошел густое бархатное дерево, еле-еле мерцающее серебряными нитями канители. Каждый шажок мальчика чутко отдавался в елке мягким бумажным шумом, вздрагиванием, шуршанием хлопушек, тончайшим звоном стеклянных шаров.

(По В. Катаеву)

5. Творческое задание.

Опишите куклу: петрушку, Ваньку-встаньку, Буратино и др. Расскажите, из чего сделана кукла и ее одежда, как она раскрашена, как ею играют дети. Какие прилагательные вы употребили в своем описании? Какие из них качественные, какие — относительные?

6. Лингвистические наблюдения.

Прочитайте слова в таблице. Правильно ли они внесены в нее? Спишите, делая необходимые изменения. Составьте 1—2 предложения с прилагательными из таблицы и выделите в них суффиксы.

 

н

нн

Масля..ое пятно, песча..ый берег, овчи..ая шуба, оловя..ый солдатик, торфя..ое болото, осе..ий день, безветре..ая погода

Румя..ое лицо, бесчисле..ые звезды, мыши..ая нора, чугу..ый рельс, регистрацио..ый лист, ветре..ый день, соломе..ая крыша, клюкве..ый сок

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 46, 47. Упр. 544, 546.