Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 49

Тема. Степени сравнения имен прилагательных. Развитие речи. Культура речи. «Почитай старших»

 

Цель: дать учащимся представление об образовании степеней сравнения имен прилагательных; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, учебные таблицы, тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Качественные прилагательные, в отличие от относительных, имеют формы степеней сравнения. Чтобы показать, что степень качества в одном предмете выше, чем в другом, говорящий употребляет форму сравнительной степени, например: 1) Ландыш душистее незабудки. 2) Роза красивее гвоздики.

Чтобы показать, что степень качества в одном предмете самая высокая по сравнению с другими предметами, говорящий употребляет форму превосходной степени, например: 1) Роза — красивейший и самый душистый цветок из всех наших цветов.

2. Работа с таблицами.

(Учебник, с. 239.)

3. Объяснение учителя (продолжение).

Некоторые прилагательные образуют сравнительную степень от другого корня, например: хороший — лучше, плохой — хуже.

В отдельных случаях сравнительная степень образуется при помощи суффикса -ше, например: дал-(ек)-ий — дальше, тон-(к)- ий — тоньше.

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант с грамматическим заданием.

1) Образуйте простую сравнительную степень от данных прилагательных. Полученные слова запишите.

Милый — милее, вкусный, ласковый, счастливый, молодой, твердый, мелкий, жесткий, густой, частый, тихий.

2) Образуйте от данных прилагательных простую превосходную степень. Полученные словосочетания запишите.

Полезный труд — полезнейший труд, интересный рассказ, красивый пейзаж, сильный удар, краткий путь, строгий порядок, тонкий волосок.

2. Диктант-преобразование.

Сравните названия данных предметов по указанным признакам. Запишите преобразованные предложения. Подчеркните прилагательные в сравнительной степени.

Образец. Нитка толще волоса.— Волос тоньше нитки.

1) Зимний день короче летнего. 2) Золото тяжелее железа. 3) Медь тверже свинца.

3. Диктант-сравнение.

Сравните названия данных предметов по указанным признакам. Образец. Сталь и железо (по твердости).— Сталь тверже железа.

1) Лебеди и гуси (по красоте). 2) Букет ландышей и букет гвоздик (по величине). 3) Малина и смородина (по степени сладости). 4) Роза и гвоздика (по аромату). 5) Вишня и черешня (по степени вкуса).

4. Творческое задание.

Какие реки, озера, горы, города, улицы, площади есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озера по глубине, города, площади, улицы по величине.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 241—242.)

2. Беседа с учащимися.

Осуществляется на основе вопросов, помещенных после текста.

3. Лингвистические задания.

1) В первом абзаце текста найдите прилагательное в сравнительной степени. От какого прилагательного оно образовалось?

2) Образуйте степени сравнения от прилагательных из первого абзаца (устно). Можете ли вы образовать степени сравнения от всех прилагательных? Ответ обоснуйте.

4. Преобразование словосочетаний.

Упр. 533.

Устно укажите, к какому разряду прилагательных по значению относятся полученные прилагательные.

5. Обогащение знаний.

Упр. 537.

 

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Упр. 538.

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 44, 45. Упр. 529, 530.