Право
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Юридический словарь-справочник

Княжеские уставы и уставные грамоты - законодательные акты эпохи Русского (Киевского) государства, которые устанавливали правовые основы взаимоотношений государства и церкви, светской и церковной власти, правового статуса духовенства, юрисдикции русской церкви, дополняли или изменяли существующее обычное право в сферах государственного управления или суда. Древнейшие из них - Устав князя Владимира Святославовича и Устав князя Ярослава Владимировича. Первый появился в научном обороте в 1775 p., но «по возрасту» он старший даже за Древнейшую Правду, потому что был написан после крещения Руси в конце X в. Примерно в 995-996 pp. князь Владимир издал грамоту, которой признал право церкви на применение норм церковного законодательства, выделил десятину церкви Богородицы и заложил основы церковной юрисдикции. Еще при жизни Владимира вместе с учреждением епископских кафедр грамоту было переработано на ранней Устав, текст которого состоял, дополнялся и развивался в течение XI - XII вв. До нас дошло более 200 списков Устава в семи редакциях. Документ фиксирует факт крещения Руси, отражает договорные отношения княжеской и церковной власти, определяет место церковной организации в Киевском государстве, отдает ему десятую часть земель, поступлений от княжеских, торговых, судебных сборов и пошлин, урожая и домашних животных и птицы, освобождает духовенство и подчиненных ему церковных людей от светского судопроизводства .И т.е. предоставляет им судебный иммунитет, запрещает княжеским детям, родственникам и служащим вмешиваться в церковные дела, устанавливает объем юрисдикции церкви. Знач на часть правовых норм Устава выходила из Библейских заповедей, Эклоги - византийского законодательного свода VIII ст., Закона Судного людем - южнославянской переработки Эклоги, Прохірону - византийского свода законов IX ст., Пятикнижие Моисея и некоторых других памятников мировой культуры. Устав князя Ярослава о церковных судах (в научный оборот вошло почти 60 списков его Краткой редакции, около 20 списков Расширенной редакции и еще более двух десятков Румянцевской, Тарнавской, Устюзької и Западно-русской редакций) - это второй этап письменного правового оформления древнерусской церкви. Составлен он великим князем и митрополитом Илларионом между 1051 и 1054 гг. При этом греческий номоканон по сути был отвергнут. Более того, Устав во многих местах противоречит византийскому церковному праву, отдает к компетенции церковной юрисдикции дела, которые в Византии относились к компетенции светских судов, и наоборот, вводит типично русскую систему наказаний, то есть Встал очень похож на Русскую Правду и родственный с правовой системой Киевской Руси, которая состояла на то время. Провозглашая независимость церковного и княжеского судов и ссылаясь на правопреемство с Уставом Владимира, Устав князя Ярослава содержит систему правовых норм, регулирующих порядок заключения брака и брачные отношения, отношения церковной власти с внешним миром, ведомственные взаимоотношения в церкви, правовой статус ее служителей, закрепляет их привилегии. Он направлен против языческих брачных обычаев похищение девушки для женитьбы, предусматривает суровые денежные наказания за изнасилование женщин, запрещает расторжение брака без вины со стороны одной из сторон или самовольное прекращение брачных отношений, устанавливает санкции за рождение внебрачного ребенка, за внебрачные половые отношения вообще, за половые отношения с кровными родственниками, духовной родней, свояками, с иноверцами, за двоеженство, блуд с монахиней, скотоложство, избиение женой мужа, драку между женщинами, оскорбление чужой женщины клеветой или избиением, за неподчинение родительской воле и др. Отдельные статьи Устава содержали указания на преступные действия монахов, попов и попівен (блуд, пьянство, нарушение границ своих приходов при исполнении обрядов, связь с иноверцами или отлученными от церкви, самовольный постриг). Отлучение от церкви и проклятие грозило тому, кто будет вмешиваться в дела церковных судов. Считалось преступлением и подлежало церковному осуждению потребления конского и медвежьего мяса, а также мяса задушенных (а не зарезанных животных и птицы. После смерти Ярослава русская церковь шаг за шагом теряет свою относительную юридическую самостоятельность, приобретенный в эпоху Владимира Великого. Следует подчеркнуть, что эта тенденция возникла еще во времена Ярослава Мудрого, который в конце 30-х годов XI в. якобы признал над собой верховенство византийского императора, а над киевским митрополитом - юрисдикцию константинопольского патриарха. Только после того, как в Киеве один за другим умерли два митрополиты - греки, Ярослав Владимирович под давлением собственных священнослужителей позволил избрания в 1051 г. на митрополичью кафедру Илариона. И уже в 1055 г. митрополитом снова стал грек, а русская церковь полностью подчинялась Царьграда. Лишь через 100 лет опять ненадолго (1147-1154 pp.), когда митрополитом стал украинский монах Клим Смолятич, вспыхнула надежда на автокефалию, но вскоре Клима был смещен с кафедры греками, а после упадка Киева центром митрополии стала Москва.