Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

§ 3. Проблема истины

 

Об истине и истинности

 

«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должны подниматься выше грудь» - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносное и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина касается не только нашего познания, но и самого бытия, самого существования человека.

Но что же такое истина? Не является ли это предельное вопрос лишь в какой-то скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины? Разве же это вопрос, заданный Пилатом Христа не стало символом трагичности человека, которая не увидела виявленості, открытости истины и не познала самой живой истины?

 

Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого - значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия - вот о чем говорится в этой евангельской притче об истине.

Что представляет собой истина? Мы говорим, например, «истинное счастье». Это означает настоящее, неделимое, истинное счастье. Так же мы говорим о настоящий бриллиант, то есть неподдельный, нефальшивий, природный, а не искусственный. Фальшивый бриллиант - на самом деле не то, чем он кажется. Но фальшивый бриллиант - это тоже нечто действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одним действительностью.

Истинное - это такая действительность, которая, прежде всего, согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы видим его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант является действительным, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а значит, нашему представлению о бриллиант.

Слово «истина» мы относим не только к самому сущему. Если суть истины - соответствия предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, тогда истинным, или неістинним (ложным), должны быть прежде всего наши высказывания о сущем.

«Истина» в данном случае означает согласованность двойного вида:

1) совпадение вещи с понятием о ней;

2) совпадение понятия со словом, высказыванием.

Истина якобы приравнивается к слову, подобно тому, как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.

Но как возможна такая согласованность, такое приравнивание абсолютно разных вещей?

Об этом образно рассуждает М. Хайдеггер. Мы говорим: «Эта монета круглая». В этом случае выражение согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он будет казаться абсурдным. Не задумываясь, начнешь думать, что истина - плод относительности, условности и произвола.

Действительно, между монетой и высказыванием о ней нет ничего общего, что могло бы свидетельствовать об истинном. Монета сделана из металла. Высказывания же вообще не является вещественным. Монета круглая. Высказывания же вообще не имеет никакой формы. С монету можно что-то купить. Высказывания о ней никогда не бывает платежным средством.

Но, несмотря на это все, высказывания «эта монета круглая» является истинным и согласуется с вещью. И происходит это не через условность и договоренность, а через саму природу сущего. Уподобление выражает в этом случае не вещественную единообразие, а единосущный взаимосвязь разнородных явлений бытия.

Гайдеггер видит это единственно сущее в открытости, не потаємності сущего человеку, ее мысли и языке. Подтверждение этому он видит в самом слове «истина» (от греч. Alteia - «неутаємнене», «открытое»).

Сущее не играет с человеком в прятки, не пытается затуманить ей голову всевозможными обманчивыми явлениями и ложными образами. Оно открывает ей себя, подобно тому, как открывает шкатулку, наполненную настоящим, истинным драгоценными камнями. И человек может наглядно увидеть, трогать, разглядывать, изучать эти сокровища или же просто любоваться ими.

В этом смысле aleteia («непотаємне», не исчезающее в водах реки забвения Лету) есть именно сущее.

Слово «истина» является заимствованием из старославянского языка. В старославянском она порождена словом «чет» («настоящий, откровенно-понятный, действительный») с помощью суффикса - ин. Истина - это бытие, сущее, то, что есть. Следовательно, и в греческой и в славянских языках «есть-на» означает открытость бытия, выход сущего из секретности. То, что есть, то открыто, скрыто от человека.

Не может ли произойти так, что в только что открытой ящике окажется и фальшивое камни? Конечно, такое возможно и даже необходимо. Во-первых, каждый камень имеет свою цену, и в сравнительном отношении это может существенно влиять на «ценность истины». Есть тривиальные истины и истины глубокие, в зависимости, так сказать, от начальной ценности камней. Кроме того, наличие драгоценных, истинного камни предусматривает существование камней фальшивого и ненастоящего.

В каком смысле истина есть сущее? Отвечая на этот вопрос, B.C. Соловьев замечает, что многие вещи сами собой не могут быть истиной; они могут быть истиной только в том случае, если причастны к единому, т.е. единосущны. Таким образом, истинно сущее есть прежде всего единственное - сама шкатулка, в которой содержится камней. Но, будучи единственным, сущее содержит в себе все, является единством всего.

Итак, истина есть всеєдине сущее - такое глубокое философское определение истины.