Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология в вопросах и ответах

45 Какие самые известные концепции власти?

 

Существуют различные философские и политологические концепции власти. Рассмотрим самые известные из них.

Бихевиористская концепция сводится к попыткам манипулировать поведением на уровне отдельного человека ради стабильности политической системы. По этой концепции власть рассматривается как исходное начало, которому детерминируются все политические действия лица. Исходя из этого, определяются следующие подходы к определению власти:

власть как «воля к власти» - силовая модель политического процесса;

политические отношения как рынок власти» - рыночная модель политического процесса;

политический рынок как состязание субъектов власти - игровая модель политического процесса.

В реляціоністській концепции власть предстает как отношения между лицами, которые дают возможность одному индивиду или группе изменять поведение другого индивида или группы. Главное внимание в концепции уделено ролевым отношениям. Реляціоністські толкование власти рассматриваются в таких вариантах: «сопротивления», «обмена ресурсами», «распределения зон влияния». Теория «сопротивления» - это своеобразный психологический акцент в системе властных отношений. Ее авторы Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рэйвен сосредотачивают внимание на классификации различных форм и степеней сопротивления в системе властных отношений, сопротивления, который подвластен давлению со стороны субъекта власти. Основоположники теории «обмена ресурсами» П. Блау и Д. Хиксон взяли за основу анализа властных отношений неравное распределение ресурсов между обладателем и подвластными. По их мнению, власть является функцией зависимости индивида от распределения ресурсов. Эта теория опирается на социологические факторы. Д. Ронг, автор теории «раздела зон влияния», утверждает, что в системе властных отношений лица находятся в состоянии обмена ролями. В этой теории главную роль отведено политике.

Основным понятием системной концепции власти является политическая система. В ней существуют макро-, мезо - и мікропідходи. Т. Парсонс и Д. Истон рассматривают власть как атрибут макросоціальних систем. По их мнению, власть является способом организации, посредником в политической системе, определенной условием ее выживания, средством принятия решений. М. Крозье, К. Дойч анализируют власть в соотношении с подсистемами общества, с его организационными структурами. Это мезопідхід. На микроуровне власть как взаимодействие индивидов в рамках социальной системы изучали Т. Кларк и М. Роджерс. Они считали, что субъектом власти является прежде всего лицо. Таким образом, роль индивида в обществе определяет его власть.

За теологической концепцией власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов.

Как возможность использования определенных средств насилия и принуждения определяет власть інструменталістська концепция.

По структурно-функциональной концепцией власть - особый вид отношений между подчиненными и руководителями.

Психологическая концепция усматривает истоки власти в сознании и подсознании людей. ее авторы 3. Фрейд и К. Г. Юнг.

В марксистской концепции появилось понятие «социальная власть», основными чертами которой, по мнению ее авторов, является классовый характер власти в классовом обществе, отношения господства и подчинения, предопределенность социального господства имущественными отношениями.

Термин «бюрократия» в переводе с французского буквально означает господство канцелярии.

В политологии принято считать, что бюрократия - это специфическая форма социальных организаций и отношений в обществе, в которых центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов. Под бюрократией также понимаем привилегированный слой чиновников административного аппарата государства.

Это понятие впервые ввел в научный оборот французский ученый Винсент де Турне 1745 г. Однако его научный анализ дал Г. Гегель, разработав трехуровневую модель: 1) государственная власть; 2) администрация; 3) гражданское общество. К. Маркс заменил понятие «администрация» на понятие «бюрократия».

М. Вебер, Б. Айзенштадт исследовали условия бюрократизации и развития формализма, развитие теории организации. М. Вебер считал бюрократию центральным феноменом современного общества, идеальным типом управления, своеобразной вершиной управленческой рациональности и эффективности. По его мнению, бюрократия - в определенной степени результат процесса рационализации и общества, и культуры.

Ученый привел такие основные принципы функционирования бюрократии:

бюрократия базируется на совокупности правовых норм, которые придают каждому служащему полномочия в отдельной, ограниченной сфере. Эти нормы определяют полномочия и обязанности организации так же, как конституция демократического государства должен определять полномочия и обязанности правительства страны в целом;

учреждение или организация вводит письменные правила, призванные регулировать ее деятельность в соответствии с действующими законами. Эти правила разъясняют, как учреждение будет применять правовые нормы действующих законов в каждом отдельном случае, как внедрять свои решения и какие полномочия будет при этом предоставлена ее сотрудникам. Правила предостерегают от своевольной и непредсказуемой поведения с лицами и организациями, которые обращаются в учреждения, и сотрудниками;

должности распределяются по иерархическому принципу: каждому руководит высший по должности и одновременно каждый руководит кем-то, по должности ниже. Самая высокая в такой структуре должностное лицо отчитывается перед внешней относительно учреждения лицом, которое занимает высшую должность. Как правило, это глава исполнительной ветви власти или законодательный орган. Никто не имеет права действовать независимо или за пределами юридически определенных полномочий;

служащих назначают на соответствующие должности, руководствуясь степенью их компетентности и способности выполнять поставленные задачи, образованием и согласно установленных правил. Время пребывания на должностях зависит исключительно от их стажа и служебных достижений, а оценка последних - от вышестоящих по должности лиц;

служащие получают заработную плату, размер которой зависит от их расположения в иерархической структуре. Это единственная награда, которую они получают за свою службу. Они не имеют никаких других претензий на любую движимую или недвижимую собственность организации или какие-то льготы;

все решения и приказы отдаются в письменной форме. Эти письменные документы являются ориентирами для действий в будущем и облегчают отчетность перед высшим начальством.

Бюрократия оказывает влияние на политическую жизнь общества. Бюрократическая структура власти имеет большую устойчивость и незыблемость, вследствие чего старый аппарат может функционировать даже во время внешнего вмешательства, в условиях переходного периода и в других экстремальных ситуациях. Поскольку бюрократия является весьма прочный инструмент реализации власти, она способна нивелировать даже парламент. В То Же Время М. Вебер различал политическую и бюрократическую деятельность.

Отметим, что система бюрократического управления, ее организация должны постоянно действующий, подчинен регламенту аппарат квалифицированных чиновников, в котором каждый из них занимает определенное место. При этом чиновник, назначенный по договору, получает твердую заработную плату, возможности для продвижения по службе, получает гарантированную пенсию, имеет служебную неприкосновенность.

Однако при определенных условиях возникают возможности для распространения взяточничества, казнокрадства, холуйства, лизоблюдства, произвол, формализм и т.д. Как правило, такие обстоятельства порождает отсутствие служебного этического кодекса, недостаточная заработная плата, не конкурсная система назначения на должность. Известное выражение «Кадры решают все» - небезоснователен.

В условиях демократизации общества бюрократия приобретает особенную веса. Будучи связанной с потребностями рыночной экономики, она вместе с рынком обеспечивает деперсонализацию общественных отношений. Сила и организованность бюрократии в определенной степени дают основания выделить ее в самостоятельный слой, в руках которого сосредоточена реальная власть.

В начале XXI в. процесс гуманизации вышел далеко за пределы образовательно-воспитательного процесса, вобрав в себя элементы новой этики, которые рассматривают общество как средоточие для гармоничного сочетания человека и коллектива, общественных и политических институтов.

Важной составляющей такой гармонизации общества является гуманизация деятельности бюрократии, государственной администрации. Мировой практикой выработан многоступенчатый механизм создания комплексной гуманізованої системы отбора, подготовки и образования представителей бюрократии.