НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ
Украина в годы войны и послевоенный период
Украина
в период обострения кризиса советской системы (середина 60-х - начало 80-х
лет)
Впоследствии после снятия М. С. Хрущева в
1965 г. была осуществлена попытка введения хозяйственной реформы, прежде всего
совершенствование управления производством. Но в условиях сверхцентрализации производства
осуществление этой реформы становилось проблематичным. Хотя увеличилась зарплата
рабочих и служащих во всех отраслях, росло жилищное строительство, количество
проблем не уменьшалось, а увеличивалось. Основным лозунгом брежневского
руководства стала стабильность, что фактически означало неизменность, застой. В
60-80-х годах политический курс советского руководства резко отличался
выраженным консерватизмом. Любое оппозиционное движение беспощадно придушувався. Однако
неосталинисты не могли вернуться к открытого и массового террора.
Потенциальные возможности командно-административной
системы иссякли, она стала нечувствительной к научно-технического прогресса. С
1965 г. начала проводиться реформа в аграрном секторе - были повышены
закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличены капиталовложения в сельское
хозяйство, в колхозах вводилась гарантированная оплата трудодня деньгами, а
также надбавка за конечные результаты, снижалась цена на сельхозтехнику.
Однако технических средств, необходимых для внедрения индустриальных технологий,
не хватало. Нерационально использовалась земля. Оставалось нерешенным
вопрос о социальном развитии села, его газификацию, теплофікацію,
водоснабжение, медицинское и торговое обслуживание. Трудовые ресурсы на селе
значительно уменьшились вследствие процессов урбанизации. Все это привело к
замедление темпов развития производства. В 1982 г. была принята Продовольственная
программа СССР, которая предусматривала изменения в управлении аграрным сектором (создание
структуры Агропрома), интенсификацию производства. Однако она не была выполнена.
Стремясь увеличить сбор
сельхозпродукции, власть расширяла посевные площади. Степень пашни непосредственно
сельскохозяйственных угодий достигала 80% против 25% в США и 48% во Франции. Это
приводило к усилению эрозии почв, и Украина ежегодно теряла до 600 млн.
т плодородных почв.
Низкий уровень жизни и тяжелые условия
труда привели к оттоку населения из сел. За 1966-1985 гг. с украинского
села выехало 4,6 млн чел., в основном молодежь. Изменилась социальная структура
населения республики. Если в 1960 г. сельские жители составляли половину
населения республики, то в 1985 г. - 1/3.
В течение 1959-1988 гг. населения
Украины выросло на 9,6 млн человек, и в 1989 г. составило 51,7 млн. Однако
рождаемость снизилась. Естественный прирост перестал обеспечивать простое
воспроизводство поколений. В 7 областях было зафиксировано уменьшение численности
населения, а в двух (Черниговской и Сумской) прекратился и естественный прирост
населения: число умерших начало превышать количество родившихся.
В 1978 г. была принята Конституция
УССР, в котором декларировались принципы расширения и углубления социалистической
демократии путем активизации деятельности Советов народных депутатов, привлечения масс
к участию в управлении государством. Но это были лишь декларации.
Исходя из своего постулата о
слияние советских народов, партийное руководство, особенно во времена В. В.
Щербицкого (1972-1989), начало проводить в Украине политику русификации.
Все эти явления привели к появлению
дисиденства - движения инакомыслящих, которые критиковали политику правительства. Они требовали
более широких гражданских, религиозных и национальных прав. Власти преследовали их,
организовав несколько политических процессов. Обвиняемыми стали В. Чорновил,
В. Стус, И. Дзюба и другие.
В 1976 г. группа диссидентов создала
Украинскую хельсинкскую группу (УГГ), которая должна была способствовать выполнению
Хельсинских соглашений в сфере прав человека. В нее входили М. Руденко, О. Бердник,
П. Григоренко, Л.
Лукьяненко и другие.
Однако это движение не получил значительного распространения в связи с тем, что большинство людей
пугало инакомыслия, они десятилетиями воспитывались в повиновении, к тому же
вопросы, которые ставили диссиденты, не были проблемами ежедневного бытия.