УРОК № 48
Тема. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при вводных словах
Цель: углубить знания учащихся о вводных словах, ознакомить их с использованием вводных слов в качестве средства связи предложений в тексте; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них стремление к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты: учащиеся осознают роль вводных слов как средства связи предложений в тексте; вводят в текст вводные слова, ставят знаки препинания при них; переводят конструкции с украинского языка на русский.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Творческая работа.
Дополните предложения вставными конструкциями, отвечающими на вопросы, указанные в скобках. объясните постановку знаков препинания.
По улице (какой это был город?) ехали велосипедисты с рюкзаками за спиной. Утки (сколько их было?) в..дили свое потомство на соседний пруд. Илья Петрович был уже тогда (когда вы с ним познакомились?) человеком. Посетители выставки (какие работы были представлены?) с интересом рассматривали к..ртины. Моя подруга (какова ее внешность?) любит подолгу задерживат..ся у зеркала.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Сравните два текста. Чем они отличаются? Какую стилистическую роль играют вводные слова?
Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолет проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.
В атмосфере нет и не может быть ям. Воздушные ямы — вымысел. Почему же самолет проваливается? В атмосфере множество теплых и холодных струй. Если самолет попадает в теплую струю, он поднимается вверх, а попадая в холодную, проваливается, словно в яму. |
Вы, конечно, слышали о «воздушных ямах», в которые самолет проваливается, словно в бездну. Но он, однако, не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.
Разумеется, в атмосфере нет и не может быть ям. Следовательно, воздушные ямы — вымысел. С другой стороны, почему же самолет проваливается? В атмосфере множество теплых и холодных струй. Таким образом, если самолет попадает в теплую струю, он поднимается вверх, а попадая в холодную, наоборот, проваливается, словно в яму.
(По П. Вовченко) |
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
Связность текста означает внутреннюю связь, логическое объединение соединенных между собой частей, образующих единое целое. Иногда это достигается просто логической последовательностью расположения отдельных частей речи. Но в большинстве случаев для связности требуется какой-то переход от одной мысли к другой. И связность эта обеспечивается при помощи вводных слов и словосочетаний, таких как: к тому же, кроме того, более того, следовательно, таким образом, во-первых, во-вторых и т. д., ввиду уже сказанного, итак, однако, с другой стороны, напротив, наоборот и т. д. Такими словами предложения и абзацы хорошо связываются друг с другом.
- Тренировочные упражнения.
1. Перепишите текст. Найдите вводные слова, укажите их назначение. Объясните знаки препинания.
Наверное, помните, в сказках есть живая и мертвая вода? Оказывается, верно это не только в сказках. Казалось бы, какая разница растению: поливает его дождь из тучи или садовник из лейки? Опыты, однако, показали, что дождь для урожая намного лучше. Почему? Капли в грозовом облаке электризуются. Более того, большая их часть приобретает положительный заряд, а меньшая, следовательно, отрицательный. Если поливать растение положительной водой, оно будет быстрее наращивать листья и побеги. Отрицательная вода, наоборот, полезнее для корневой системы и корнеплодов. Вода же из водопровода никакого заряда не имеет, все электричество в ней ушло в землю через металлические стенки труб.
(Из энциклопедии)
2. Свяжите предложения в тексте при помощи вводных слов во-первых, во-вторых и др. Допишите самостоятельно последнее предложение, содержащее вывод (Итак..., таким образом... и т. п.).
Гепатит (болезнь Боткина) — острое инфекционное заболевание, которое ведет к поражению печени, ее тяжелому воспалению.
Чтобы избежать заболевания, необходимо помнить о профилактических мерах.
Не купайтесь в закрытых непроточных водоемах. Обязательно мойте руки перед приемом пищи. Помните: мухи являются переносчиками вируса. Не пейте воду из неизвестных источников. Не нарушайте правила хранения пищевых продуктов.
- Диктант-перевод.
Переведите текст с украинского языка на русский. Обратите внимание на вводные слова. Сравните их употребление в обоих языках. Объясните расстановку знаков препинания.
Узимку багато підлітків і дорослих людей відмовляються від головних уборів. Між іншим, відмова від «одягу» для голови може призвести до застудження коренів волосся і, як наслідок,— до менінгіту. Певна річ, у холодну пору року організм дуже швидко переохолоджується. Таким чином, якщо особа одягнена не по погоді, захисні функції організму слабшають і людина занедужує. До речі, особливо чуттєва до холоду шкіра голови, тому небезпечно виходити на вулицю без головного убору взимку, восени чи навесні, коли іде дощ. Волосся стає вологим, і, звичайно, після нетривалого перебування на вулиці може початися нежить. Це найменший наслідок переохолодження, можливі, до того ж, отит, гайморит, фронтит.
- Редактирование текста.
Перепишите текст, заменяя вводные слова таким образом, чтобы не нарушался переход от одной мысли к другой.
Если у тебя, наверное, недостаточно сильный иммунитет, пресекай начинающуюся простуду сразу. Во-первых, полощи горло каждый час раствором из столовой ложки настоек эвкалипта и хлорфиллипта, чайной ложки соды и нескольких капель йода, употребляй лечебные леденцы или спрей для горла. Прими, значит, по инструкции афлубин или амизон. Таким образом, если чувствуешь першение в носоглотке, но температура, наоборот, в норме, поставь горчичники на подошвы или икроножные мышцы на двадцать минут. Во-вторых, старайся пить больше жидкости: чай с липой и лимоном, чай с малиной. Следовательно, при начинающейся простуде эффективен горячий куриный бульон с выдавленным в него чесноком.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 181 (письменно); [2] — 389 (письменно).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Каково назначение вводных слов?