Раздел II
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УКРАТНІ-РУСИ
1. Образование в период становления Украины - Руси
Ранньофеодальна государство с центром в Киеве образовалась в результате объединения земель восточнославянских племен. Среди основателей первого восточнославянского государственного образования были Аскольд и Дир. Как установили современные ученые, Аскольд правил в Киеве в 850-х - 860-х годах, а Дыр - в 870-х - начале 880-х. Арабские источники называют Дыра одним из самых могущественных славянских князей.
Исторические источники свидетельствуют, что в один политический организм были объединены различные племена, которые впоследствии получили название украинский народ. Государство охватывала территорию от Балтики до Черного моря и от Закарпатья до Волго-Окского междуречья. Она составляла большое этническое образование. Кроме восточных славян, здесь были и неславянские племена.
При княжении Аскольда Русь покорила соседние кочевые племена, воевала с Византией и другими государствами. Аскольд впервые окрестил народ. Как отмечается в «Повести временных лет» и в византийских источниках, это произошло после неудачного похода на Царьград в 860 г. Тогда 200 кораблей Аскольда взяли город в осаду, но не получили его. Благодаря чуду иконы Богородицы, одеяния которой опустили в море, поднялась буря и уничтожила «безбожных русов корабли». Руси, переполошившись чудом, после возвращения в Киев изъявили желание креститься. Византийские священники окрестили их и основали на Руси епархию. Народные традиции и Аскольдов летописи повествуют о Аскольда и Дира как христиан. Во время правления этих князей упорядочивается письменность Древней Руси.
К середине IX в. в деловых связях с Византией восточные славяне пользовались греческими буквами. Они писали на древнеславянском языке, используя греческую азбуку «без оустроєнія», как отмечал монах - чорноризець Храбр. Такую «слов 'ямскую азбуку» обнаружено на стене Софийского собора в Киеве. По мнению ученых, она отражает этап постепенного введения греческой азбуки первых славянских букв.
Этой азбукой, своеобразной предтечей кириллицы, написанные миру и торговые соглашения Аскольда с Византией и другими государствами. Следовательно, при князе были грамотные люди, которые составляли эти документы. Так осуществлялась и соответствующая подготовка грамотных людей для нужд государства.
Конкретной информации о существовании организованных учреждений обучения и воспитания в предхристианскую сутки не найдено. Однако условия для их функционирования были: наличие письменности, достаточный уровень развития материальной и духовной культуры, активные межгосударственные связи.
Уже за Олега и Игоря были высокообразованные люди, послы этих князей. Они могли общаться с учеными Византии, воспитанными на ее многовековой культуре. Киевские послы противопоставляли греческим законам свои, русские.
Археологические находки свидетельствуют, что грамотными были и простые люди, в частности ремесленники. Найдено меч, изготовленный не позднее первой половины IX в., на котором мастер отчеканил свое имя - «Людота Коваль» (или Людоша). Встречаются надписи на пряслах для веретен, на глиняной посуде, деревянных бочках, на сапожных колодках. Киев-ский гончар написал на сырой еще амфоре - «благодатнешна полна корчага сия». Новгородский швец обозначил колодку именем своей заказчице. Посадские девушки подписывали прясла, вероятно, для того, чтобы не перепутать их на досвітках.
Итак, першоукраїнське (славянское) письмо появилось задолго до упорядочения Кириллом и Мефодием славянской азбуки. В течение веков оно обслуживало культуру, верования, дипломатические связи и связь между поколениями, подтверждая этим высокий уровень развития украинского общества в дохристианские времена.
Согласно с историческими источниками, 860 г. болгарские образованные проповедники братья Кирилл и Мефодий из Солуни на пути к хазарского каганата остановились отдохнуть в Корсуни (Херсонесе). Там они увидели легендарные «Корсунские книги», которые стали прототипом переводов Кирилла. «Паннонське житие» братьев утверждает, что найденные ими Евангелие и Псалтырь «были русскими письменами писаные», то есть, как думают ученые, тротокириличним» письмом («без оустроєнія»), которое возникло на основе греческого алфавита. Там же они встретили человека, который говорил «русским языком». В общении способный Кирилл освоил этот язык, овладел письмом и, очевидно, спецификой языка при чтении. Он сравнил ее буквенные и звуковые элементы и начал читать «русским языком» и объяснять прочитанное. Пользуясь этими найденными «русскими письменами», Кирилл составил славянскую азбуку. Взяв за основу греческое уставное письмо (унціал), он изобрел простую и удобную форму начертания славянских букв. Азбуку дополнил знаками, которые передают звуки, свойственные славянском языке и отсутствующие в греческом, взяв за образец древнеславянские письмена.
Однако, как отмечается в энциклопедии «Русский язык» (2000), большинство современных специалистов считают, что Кирилл около 863 г. скомпоновал глаголицу, которую издавна именовали кириллицей. Впоследствии глаголицу было забыто и старинное название перенесено на другую славянскую графику, автор которой неизвестен. Есть несколько гипотез относительно создателя кириллицы. Вероятнее всего, что составил ее в конце IX - начале X в. ученик Кирилла Климент Охридский, который стал архиепископом в 893 г. и развернул образовательную деятельность в Македонии.
Пользуясь благоустроенной азбукой, Кирилл за несколько месяцев перевел на понятный русинам славянский язык основные богослужебные книги. К тому времени богослужение совершалось еврейском, греческом и латинском языках.
Даже при наличии местных исходных материалов заслуга славянских просветителей Кирилла и Мефодия чрезвычайная.
По решению ЮНЕСКО 863 год признан годом создания славянской азбуки.
Деятельность просветителей соединила Запад и Восток христианством, основала древнюю литературу, которая в XI в. дала миру выдающийся по форме и мнением произведение «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, подобного которому на то время не имела ни одна страна. Церковно-славянский язык стал языком книг, литературным языком в Украине. Понятна народу, она облегчала литературный труд и распространения книг. За это долгое время никто не писал произведения живым языком. Ведь церковнославянский (старославянский) книжную язык и так хорошо понимали. Впрочем переписчики книг иногда употребляли слова и выражения живого украинского языка. Так продолжалось веками. До появления «Энеиды» Ивана Котлярев-ского - первого произведения, написанного живым украинским языком. Старославянский литературный язык применялась также в делопроизводстве, дипломатической и частной переписке, в учебе. Близость разговорного и государственного языка способствовала распространению грамотности среди украинцев в последующие века.
Приняв славянское писание, Украина распространила его дальше па север, на белорусов, а позже и на московские земли.
Византийские источники упоминают о письменные соглашения с Аскольдом 873-874 гг. Примерно тогда же написано таможенный устав для торговли Руси с Баварией.
В 882 г. Олег пошел походом на Киев, убил Дира и завладел Русью. Олег происходил из норманнов, проводил антихристианскую политику. Христианство временно потеряло статус государственной веры. Греки расторгли заключенные с Аскольдом договоры.
Совершив поход на Византию, Олег, под давлением военной силы, заключил с ним выгодный для Руси договор 907-911 гг. Византия поклялась в соблюдении договора христианскому обычаю, а русичи - именем Перуна.
В этом договоре немало болгаризмів, язык архаичен. Написан он «Ивановым написанием». Договор удостоверяет равноправие славян с греками, которые того времени удерживали первенство по государственной организации, культуры, образования. Иностранцы высоко ценили украинскую культуру. Еще в трактате Теофила о технике художественных ремесел, написанном в конце IX в., во времена Олега, Русь стоит после Византии, но перед Арабією, Италией и Германией.
О высокий уровень культуры и образования Украины - Руси свидетельствует статус, образованность ее женщин. Самые выдающиеся из них укрепляли и развивали государственность Украины, представляли ее приоритеты в других странах, сделали определенный вклад в образование и науку.
История сохранила имя княгини Ольги (945 - 957), которая правила Русью в период ее восхождения к расцвета и мирового признания. Это была мужественная женщина, она имела непоколебимую волю, чувство собственного достоинства и поистине государственный ум. Ольга оказалась достойной той миссии, которая выпала на ее долю. Благодаря взвешенной политике она удерживала от бунтов еще не покоренные племена. Годы ее правления обозначены тишиной и миром в государстве. Это свидетельствует, на каком высоком уровне культуры и морали стояла эта государство, повиновалась власти женщины, что в эпоху господства физической силы уважала ум и душевную красоту, отмечает еще одна выдающаяся женщина, историк Н. Полонская-Василєнко.
Отсутствие междоусобиц давала возможность спокойно заниматься насущ ими государственными делами. Ольга строила новые города и назначала в них правителей. Впервые установила нормы налогов - «уставы» и «уроки». Две трети налогов шли на Киев - в доход государства, одна - в собственность Ольги. Ольга поощряла развитие охоты и пчеловодства, которые давали пушнину, мед, воск на экспорт.
Упорядочение налогов, усиление княжеской администрации на местах способствовали объединению земель Украины - Руси. Ольга наладила дипломатические отношения с двумя самыми могущественными империями Европы.
Во времена Ольги значительно углубился процесс ассимиляции норманского элемента. Об этом свидетельствуют имена в семье Ольги: сын - Святослав, внуки - Ярополк и Владимир.
Политические, экономические, культурные связи с Византией способствовали не официальном распространению христианства на Руси, которая в то время исповедовала две веры.
«Повесть временных лет» повествует, что император могущественной Византии Константин Порфирородный хотел жениться с Ольгой. И княгиня напомнила ему, что она - язычницами, и согласилась креститься с условием, чтобы император был ее крестным отцом. Когда же окрестилась, то заявила, что по христианскому закону крестный отец не может жениться на крестнице. Так она перехитрила императора. Крещение и имя Елены княгиня Ольга приняла 955 года в Киеве или Константинополе.
Христианство исповедовало вполне приемлемые для славян нравственные ценности - милосердие, любовь к ближнему, всепрощение, честность, духовную чистоту, человеческое достоинство, способность па самопожертвование. Это понимала Ольга. Но общественные условия для принятия христианства в Руси на то время не вызрели. Поэтому крещение княгиня считала частным делом. Она не настаивала, когда ее сын Святослав отказался примкнуть к христианству. Ольга с пониманием отнеслась к его решению не менять веру, потому что все дружинники исповедовали язычество. «Моя жена будет смеяться с этого», - объяснил матери князь. Не по спішаючи распространять христианство на государство и народ, Ольга обращала внимания на тогдашнюю обстановку.
В то же время она понимала, что путь к будущему величию Руси лежит через духовное просвещение. Уже самим своим примером крещения она выполняла просветительскую миссию и привлекла к христианской вере многих своих подданных. Известно, что Ольга возводила храмы в разных городах Руси. По ее приказу был построен в Киеве деревянный храм святой Софии. Он сгорел во время пожара 1017 г. На его месте правнук Ольги князь Ярослав Мудрый построил из камня храм Софии, который стоит и сейчас.
Взвешенная политика княгини Ольги в вопросах веры, в государственных делах, ее ум, мужество, решительность и находчивость в сложных ситуациях дали основание потомкам называть ее «рассветом перед солнцем» и «самой мудрой среди мужчин».
Государственная и просветительская деятельность княгини Ольги имела не только тогдашнее значение. Она заложила фундамент последующих широких международных связей Украины, способствовала ее движения к христианству. Именно от нее получил первые уроки благочестия и будущий креститель Украины-Руси, ее внук Владимир И Великий, который осуществил дальнейшие меры в христианизации морали, культуры, образования.
Были и попытки римской католической церкви наладить отношения с Русью. Об этом свидетельствуют Киевские глаголицькі листья (X ст.) с описанием литургии латинского обряда.
Существование значительных христианских общин способствовало появлению еще до офи-ции введения на Руси христианства «школы книжности». Ведь основу христианского богослужения составляла писана книга. Действовали также школы для населения, которое исповедовало языческую веру и древние обычаи. Удовлетворяя утилитарные потребности, школы, безусловно, распространяли идеи определенной религии. Поэтому выполняли функцию не только учебного, но и воспитательного учреждения, соответствующим образом формируя мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание молодежи.
Такое же влияние оказывали на детей языческая и христианская обрядность. Отголоски языческих обычаев сохранился в христос-стиянських культовых обрядах. Например, языческие культы являются источниками искусства писанкарства. У древних славян яйцо символизировало переход от небытия к бытию, радость и весеннее солнце, которое от-роджує природу. Эти представления они и воплощали в орнаментах на писанках. Каждая семья имела свои традиции росписи, на яйцо наносились определенные знаки - заклинания, предназначенные для улучшения жизни семьи или отдельного человека. Дети с детства учились искусству писанкарства, параллельно усваивая мифологические сюжеты, узнавая о традиции и обряды своих предков. Писанки имели большой спрос. Керамические писанки найдены на территории Древней Украины, а также на Дону и даже в Швеции. Культ писанки падали связывается с христианским праздником Пасхи и весенними играми, которые несколько изменились под влиянием христианской религии. И, очевидно, благодаря именно ей писанкарство сохранилось до наших дней.
В период зарождения и становления Украины - Руси, который принято называть дохристианским, образование было на достаточно высоком уровне:
• письмо широко использовалось в государственных и межгосударственных делах, купеческих сделках, грамотным было и простое население, в частности ремесленники;
• для удовлетворения политических и духовных потребностей общества нужны были грамотные люди, следовательно существовали формы и способы их подготовки, обучения;
• упорядочение именно в этот период старославянской азбуки оказало положительное влияние на развитие образовательной дела, начало написания и распространения книг;
• проникновение на Русь христианства, число сторонников которого со времен Аскольда медленно росло, косвенно долучало русский общественность к византийской образования и книжности;
• сосуществование языческой и христианской религии определило специфику формирования идеологии и духовного мира подрастающих поколений.