Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Методы психологии



Методы психологии целесообразно разделить на две группы:

• познавательные (исследовательские) методы;

• методы активного воздействия на людей.

Рассмотрим первую группу методов. Процесс психологического исследования состоит из ряда этапов: подготовки, сбора, обработки, интерпретации фактических данных и формулирование выводов.

На подготовительном этапе изучают состояние исследуемой проблемы, проводят предварительные наблюдения, беседы, анкетирование, определяют цель и задачи исследования. Важным элементом этого этапа становится гипотеза - представления о ожидаемый результат исследования.

Все исходные моменты обуславливают планирование исследования, выбор контингента и количества испытуемых, места и времени проведения опытов, техническое оснащение, получение предварительных экспериментальных данных, формы протоколов, план количественной (статистической) и качественной обработки и интерпретации данных.

На этапе сбора фактических данных используют эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы и т.д.). Экспериментальные данные фиксируют в протоколе, который должен быть достаточно полным и целенаправленным, в том числе регистрацию всех необходимых параметров экспериментальной ситуации и психических свойств.

Этап обработки данных предполагает количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных.

На последнем этапе исследования интерпретируют данные и формулируют выводы, устанавливают их соответствие или несоответствие исходной гипотезе, выявляют новые вопросы и проблемы, на основе которых формируют программу исследования.

Согласно этапов психологического исследования, целесообразно различать четыре группы методов:

• организационные;

• эмпирические;

• методы обработки данных;

• интерпретационные методы.

Организационные методы включают: сравнительный метод, который реализуется сопоставлением групп испытуемых, отличающихся по возрасту, виду деятельности и т.п.; лонгітюдний метод, что проявляется в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени; комплексный метод, когда один и тот же объект изучают разными средствами представители различных наук, что позволяет разносторонне характеризовать личность.

К группе эмпирических методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, питальники, социометрия, референтометрія, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографический метод; трудовой метод.

Методы обработки данных - это количественные и качественные методы. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции, факторный анализ, построение графиков, гистограмм, схем, таблиц, матриц и т.д. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизацию и сравнение с результатами других исследований.

К интерпретационных методов относятся генетический метод анализа психологических данных в процессе развития - с выделением стадий, критических моментов, противоречий и т.п., а также структурный, системный метод, который предполагает установление связей между всеми психическими свойствами индивида. Последний заключается в реализации личностного подхода, когда все психические свойства рассматриваются в целостной системе.

Рассмотрим эмпирические методы получения фактических данных о психике.

Метод наблюдения заключается в том, что экспериментатор собирает информацию, не вмешиваясь в ситуацию. Существует принципиальное отличие научного наблюдения от житейского, которое ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер. В противовес ему, научное наблюдение базируется на определенном плане, программе, фиксации фактов и особенностей ситуации, на анализе и интерпретации. Для научного наблюдения характерны переход от описания фактов к объяснению их сущности, формирование психологической характеристики личности.

Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно осуществляется, то речь идет о простое объективное наблюдение. Наблюдения разделяют по разным признакам. Различают прямое и косвенное наблюдение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения делятся также на активные (научные) и пассивные или обычные (жизненные). Многократно повторяясь, жизненные наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, метафорах и в связи с этим представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное наблюдение имеет определенную цель, задачи, условия наблюдения. Однако если мы попробуем изменить условия или обстоятельства, при которых осуществляется наблюдение, то это уже будет эксперимент.

Косвенное наблюдение применяют в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень утомляемости или напряженности во время выполнения человеком определенной работы. Исследователь может воспользоваться методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальваническая реакция и т.п.), которые сами не вскрывают особенностей процесса психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекание процессов, их изучают.

В исследовательской практике объективные наблюдения различают также по ряду других признаков.

По характеру контакта - непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии, и опосредованное, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов на образец анкет, биографий, аудио - или видеозаписей и т.д.

По условиям осуществления наблюдения - полевое наблюдение, которое происходит в условиях повседневной жизни, учебы или работы, и лабораторное, когда за субъектом или группой наблюдают в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы, и его присутствие и поведение становятся частью наблюдаемой ситуации, и не включенное (со стороны), то есть без взаимодействия и установления каких-либо контактов с лицом или группой, которую изучают.

Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого способа является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщают.

За упорядоченностью во времени различают наблюдение сплошные, когда ход событий фиксируют постоянно, и выборочные, когда исследователь фиксирует процессы, которые наблюдает, только в определенные промежутки времени.

По упорядоченности в проведении различают структурированные наблюдения, когда происходящие события фиксируют согласно ранее разработанной схемы наблюдения, и произвольные (неструктурированные), когда исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Такое наблюдение обычно проводят на пілотажній (ориентировочной) стадии исследования, когда нужно сформировать общее представление об объекте исследования и возможные закономерности его функционирования.

По характеру фиксации различают констатирующее наблюдение, когда наблюдатель фиксирует факты такими, какими они есть, наблюдая их непосредственно или получая от свидетелей происшествия, и оцінювальне, когда наблюдатель не только фиксирует, но и оценивает факты по степени их выраженности по заданному критерию (например, оценивает степень выраженности эмоциональных состояний и т.п.).

Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разрабатывали для получения достоверного научного знания. Однако проводит наблюдения человек, и поэтому субъективный фактор всегда присутствует в их наблюдении. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует за свои ошибки (например, ограничений восприятия) не заметить некоторых важных фактов, не принять во внимание полезных данных, исказить факты в результате своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание «подводные камни», связанное с методом наблюдения.

ОШИБКИ наблюдения появляются через следующие причины:

• гала-эффект (эффект ореола);

• влияние усреднения;

• логические ошибки (подмену аргументов);

• ошибки контраста;

• ошибки, связанные с предубеждениями и стереотипами (этническими, профессиональными);

• ошибки некомпетентности наблюдателя.

Чаще всего ошибки наблюдения возникают из-за склонности к гала-эффекта (или эффекта ореола), который базируется на обобщении единичных впечатлений наблюдателя, который отталкивается от того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход предопределяет некорректное обобщение, оценка в черно-белых тонах», преувеличения или уменьшения выраженности наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения случаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда обнаруживается тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности.

Логические ошибки проявляются, когда, например, делают вывод об интеллекте человека по его красноречием, или о том, что любезный человек одновременно добродушная; эта ошибка основывается на предположении о тесной связи между поведением человека и его личными качествами, что отнюдь не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста может вызвать склонность наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты в наблюдаемых индивидов.

Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяет мнение наблюдателя о нем и т.д.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать ошибок, необходимо строго придерживаться факта, фиксировать конкретные действия и не поддаваться соблазну делать выводы о сложных процессах на основании первых впечатлений.

В научной психологии используют также метод самонаблюдения, который является средством изучения, анализа и синтеза собственных поступков и действий, сравнение своих мыслей с мыслями других людей.

Главным методом психологического познания считают эксперимент. Исследователь активно вмешивается в деятельность и поведение подопытного для создания необходимых условий, при которых проявляются те или иные психологические факты, явления, свойства. В экспериментальном исследовании должен быть обязательный контроль за условиями протекания эксперимента, по раздражителями, которые действуют на человека, за ее реакциями на них. Для установления общих закономерностей развития и функционирования психики до эксперимента привлекают большое количество испытуемых. Практикуют также эксперимент с одним лицом.

В зависимости от уровня вмешательства исследователя в протекание психических явлений эксперимент может быть констатирующим, когда изучают имеющиеся психические особенности без внешнего вмешательства, и формирующим, когда психические свойства личности изучают в процессе «искусственного» целенаправленного развития с использованием средств обучения и воспитания человека.

По схеме констатирующего эксперимента можно также изучать природу психических свойств в процессе их развития, для чего применяют так называемые поперечные и продольные срезы. В случае поперечного среза одновременно сравнивают психические свойства нескольких групп испытуемых, отличающихся по возрасту, чтобы раскрыть динамику возрастного развития исследуемой психической свойства. Однако при таком подходе остаются без внимания индивидуальные особенности развития психики.

В случае продольного среза имеющиеся изменения в психических свойствах определенных людей в течение длительного времени (месяцы и годы). Это помогает изучать развитие личности в ее целостности.

За наличием оснащение психологический эксперимент может быть лабораторным и естественным. В лабораторном эксперименте используют специальную аппаратуру, например, тахистоскоп - для обследования объема внимания - или компьютер для тестирования. Действия подопытного регламентировано инструкцией. Естественному эксперименту присущи обычные условия, когда подопытный не догадывается о собственном участии в опытах, а экспериментальные условия ограничиваются замаскированной участием исследователя или его помощника в совместном с подопытным поведении (скажем, в игре детей в детсаду).

Широкое распространение получили тесты, которые используют для определения свойств личности, измерение уровня развития по сравнению со стандартом. Тест состоит из заданий или вопросов, которые подбирают по критериям валидности (соответствия психической свойства, которую выявляют с его помощью), надежности (устойчивости результатов измерения), стандартизованности (наладка в процессе проверки на большом количестве испытуемых с определением достаточного уровня чувствительности) и т.п. Иногда тест для своего создания и апробирования требует много лет. С помощью тестов - а их уже насчитывают несколько тысяч - психологи имеют возможность проверять способности, навыки, умения, черты характера и другие свойства личности с целью отбора, контроля, прогноза, обучение и т.д.

Применение анкет (вопросов) помогает собирать фактический материал, касающийся характера, содержания и направленности мыслей, оценок, настроений людей. Недостатком этого метода является определенный субъективизм, невозможность контролировать искренность респондентов (тех, кто отвечает на вопросы анкеты). Для повышения уровня вероятности результатов опроса целесообразно дополнительно применять другие методы.

Социометрический и референтометричний методы обеспечивают изучение отношений между членами групп, выявляют их структуру (лидеров, аутсайдеров и т.д.) на основе относительно простой процедуры выбора одними членами группы других по параметрам симпатии-антипатии, референтности (относительно определенных ценностей).

Интервью и беседа как методы получения информации о личности, ее взгляды, самооценку, ценностные установки, психические свойства опираются на предварительно разработанную программу, гибкую стратегию формирования вопросов в зависимости от ожидаемых и полученных ответов. Они требуют значительной подготовки интервьюера, определенного мастерства, в том числе способности вызывать доверие к себе, настроить человека на откровенность и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования возможен при наличии объективных (материальных или материализованных) последствий деятельности человека, таких как архивные материалы, черновики, записи, дневники, чертежи, варианты эскизов и рисунков. их анализ дает основания ретроспективно воспроизводить закономерности психической деятельности личности, ее психические свойства. Пример применения этого Метода: психолог Б. М. Кедров изучает научный архив Д. И. Менделеева с тех времен, когда химик создавал периодическую систему химических элементов и строит на этой основе психологическую теорию научного открытия.

Для биографического метода характерны использование материалов, касающихся особенностей жизни человека, его развития как личности, анализ важных событий в ее детстве, юности, учебе и трудовой деятельности, вследствие чего реконструируют характерные черты личности.

Трудовой метод предусматривает включение исследователя в конкретную деятельность (профессиональную, общественную и т.д.), овладения его технологией, вхождение в соответствующую роль с целью изучения будто изнутри ее закономерностей. Эффективность трудового метода зависит от способности исследователя к переобучению, перевоплощение, определенного артистизма, рефлексии, объективной фиксации опытных данных и т.д.

Методы активного воздействия на личность. Современной научной психологии присущи не только большие методические возможности в познании закономерностей психики, но и способность в случае необходимости активно влиять на психические свойства личности. Потребность в этом возникает, когда человек попадает в психотравмирующие ситуации - в результате межличностных конфликтов, стихийного бедствия или техногенной катастрофы. В этих случаях применяют методы активного психологического воздействия на человека с целью улучшения ее состояния, преодоления негативных последствий для психики. Эти методы может применять только профессионально подготовленный психолог.

Назовем некоторые из этих методов.

Психологическую консультацию проводят с целью оказания человеку психологической помощи. Во время специально организованного общения может быть актуализированы дополнительные психологические возможности выхода человека из трудной жизненной ситуации. Психологическую консультацию, организуют по определенному плану, который предполагает выявление причин возникновения проблемы, путей и приемов ее решения и способности этого человека.

Психологическая коррекция предполагает преодоление определенных отклонений в поведении и деятельности человека средствами изучения индивидуальных особенностей личности, их соответствия требованиям окружающей социальной и природной среды, выявления и преодоления существующих противоречий, формирование новых целей, ценностей, мотиваций поведения, разработки программы изменения образа жизни, преобразования в процессе самопознания и самовоспитания, развития способности к саморегуляции и т.п.

Психологический тренинг (упражнения, деловые игры) применяют для развития способностей, например внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. В частности, социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных, перцептивных, інтеракційних способностей, что улучшает способность человека к общению, обеспечивает личностный рост. Этот тренинг выполняют по определенному сценарию в так называемых группах дискуссий, в Т - группах и т.д.

Психологическая терапия и реабилитация - это система специальных психологических методов оздоровительного воздействия на человека для нормализации его психического состояния - во время пребывания в тяжелом стрессе, при психогеніях (не патологических состояниях психики). В процессе психологической терапии и реабилитации широко применяют технику гипноза, аутогенной тренировки, арт-терапию (оздоровление искусством), терапию творческим самовыражением, трудотерапию и т.д.

За последнее время арсенал методов психологического воздействия значительно расширился, чему способствовали прежде всего избирательные, парламентские и президентские кампании в бывших республиках СССР, особенно в России и Украине, а также психологические войны, терроризм, военные конфликты и т.п.

К методам активного психологического воздействия нужно добавить такие группы;

• методы регулирования;

• методы формирования и направления поведения и деятельности;

• методы психологического обеспечения (психологической подготовки, психического здоровья и т.п.).

В настоящее время в трудах некоторых психологов наряду с понятием метода появилось понятие технологии психологического воздействия (М. И. Варій).