Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Внешнеэкономическая деятельность

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.4 Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Управление ВЭД на предприятии во многом зависит от того, какие условия будут созданы в стране для развития его деятельности во внешней сфере, от роли государства в регулировании и поддержке развития ВЭД па национальном уровне.

Во всех странах без исключения, а особенно в государствах с переходной экономикой, где экономические отношения нестабильные, государственное вмешательство в развитие ВЭД является объективной необходимостью. Это связано, главным образом, с целью защиты национальных интересов при осуществлении ВЭД, более полного использования ВЭД как фактора экономического роста.

В период до перестройки экономика страны носила закрытый характер. Управление экономикой (в том числе ВЭД) строилось на монополии государства и преимущественно на административных методах управления. При таких условиях непосредственный производитель не был заинтересован в развитии экспортной деятельности. Прямые связи между производителями и потребителями отсутствовали. Не было четкой концепции ВЭД, которая бы отражала ее цель, приоритеты и методы их достижения.

В условиях рыночных отношений (перехода к ним) характер влияния государства на экономику страны, в т.ч. ВЭД, коренным образом меняется. Это влияние приобретает формы государственного регулирования, что означает создание соответствующих условий, которые будут способствовать эффективному развитию экономики страны в целом и ее составных частей.

Таким образом, государственное регулирование ВЭД предприятия в условиях перехода к рыночной экономике должна заключаться в создании условий и содействии развитию его связей с зарубежными партнерами.

Украина самостоятельно формирует систему и структуру государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на ее территории.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать:

защита экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;

создание равных возможностей для субъектов внешнеэкономической деятельности развивать предпринимательской деятельности по всем видам независимо от форм собственности и все направления использования доходов, осуществления инвестиций;

поощрение конкуренции и ликвидацию монополизма в сфере внешнеэкономической деятельности.

Государство и его органы не имеют права непосредственно вмешиваться во внешнеэкономическую деятельность субъектов этой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется в соответствии с настоящего и других законов Украины.

Основой регулирования деятельности предприятий Украины на внешних рынках является Закон "О внешнеэкономической деятельности". Кроме того, в соответствующих сферах регулирующую роль играют и другие Законы Украины:

"О защите иностранных инвестиций в Украине";

"О действии международных договоров на территории Украины";

"Об иностранных инвестициях";

"О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине";

"О международный коммерческий арбитраж";

"О режиме иностранного инвестирования" и др.

Следует учитывать регулирующую роль других законов Украины, которыми предусмотрено степень управления внешнеэкономической деятельностью в конкретных ее видах и направлениях. В частности, ст. 41 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" предусматривает, что в случае расхождения положений настоящего Закона и правил международного договора действующим является последний. Подобную ст. 22 содержит и Закон Украины "Об инвестиционной деятельности". Ст. 19 этого Закона содержит положения о защите иностранных инвестиций.

Кроме Законов Украины, важное значение в регулировании ВЭД играют Указы Президента Украины. Среди них:

"О мерах для предупреждения экспорта товаров происхождением из Украины по ценам, которые могут рассматриваться как демпинговые, и урегулирования торговых споров" от 25.07.94;

"О мерах осуществления единой государственной политики регулирования импорта" от 21.09.94;

"О применении Международных правил интерпретации коммерческих терминов" от 04.10.94 т.д.

И, наконец, существуют нормативные решения Кабинета Министров Украины, Министерства экономики Украины и по вопросам европейской интеграции, других министерств и ведомств, регулирующих отдельные вопросы тарифного и нетарифного характера.

Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется методом разработки и реализации государственной внешнеэкономической политики. В современных условиях внешнеэкономическая политика-это система мероприятий, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия в международном разделении труда с целью решения стратегических задач социально-экономического развития страны.

Внешнеэкономическая политика - составная часть внутренней экономической политики государства. Конечно, решения совместных задач внешнеэкономической политики в каждой стране имеет свои специфические особенности.

Основные составляющие внешнеэкономической политики Украины:

внешнеторговая политика;

инвестиционная политика;

политика научно-технического сотрудничества;

валютно-финансовая политика;

политика миграции рабочей силы и др.

Каждое из направлений внешнеэкономической политики решает проблемы с учетом этапа развития страны и современных тенденций развития мирового хозяйства.

Регулирование ВЭД в Украине осуществляется с учетом следующих целей:

обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка страны;

стимулирование прогрессивных рыночных структурных изменений в экономике;

создание благоприятных условий для интеграции экономики Украины в систему международного разделения труда, международной экономической интеграции, прежде всего, интеграции в Европейский Союз.

Непосредственно в области ВЭД государственное регулирование должно обеспечить:

защита экономических интересов Украины и законных интересов субъектов ВЭД;

создание равных возможностей для субъектов ВЭД с целью развития всех видов предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности;

развитие конкуренции и ликвидацию монополии.

На территории Украины согласно Закону о ВЭД внедряются такие правовые режимы для иностранных субъектов хозяйственной деятельности:

национальный режим, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав и обязанностей не меньший, чем субъекты хозяйственной деятельности Украины. Национальный режим применяется в отношении всех видов хозяйственной деятельности иностранных субъектов этой деятельности, связанной с их инвестициями на территории Украины, а также относительно экспортно-импортных операций иностранных субъектов хозяйственной деятельности тех стран, которые входят вместе с Украиной в экономических союзов;

режим наибольшего благоприятствования, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав, преференций и льгот относительно пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и/или будет пользоваться иностранный субъект хозяйственной деятельности любого другого государства, которому предоставлен упомянутый режим, за исключением случаев, когда указанные пошлины, налоги, сборы и льготы по ним устанавливаются в рамках специального режима, определенного ниже. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основании взаимного соглашения субъектам хозяйственной деятельности других государств в соответствии с соответствующими договорами Украины, и применяется в сфере внешней торговли;

специальный режим, который применяется к территориям специальных экономических зон согласно статье 24 Закона о ВЭД, а также к территориям таможенных союзов, в которые входит Украина, и в случае установления любого специального режима согласно международным договорам при участии Украины в соответствии со статьей 25 Закона о ВЭД.

Существует два основных направления внешнеторговой политики:

политика свободной торговли;

протекционизм.

Политика свободной торговли имеет место, когда государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные последствия связаны с усилением взаимозависимости государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Протекционизм - государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Положительные стороны протекционизма:

ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной экономической структуры в стране;

обеспечение развития определенных отраслей производства, когда в других странах они уже более развиты;

сокращение безработицы.

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, потому что ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Крайняя форма протекционизма - экономическая автаркия означает стремление страны ограничить импорт только тех товаров, которые в этой стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный - против отдельных стран или товаров;

коллективный - объединение стран против других государств, которые до объединения не входят;

отраслевой - защита определенных отраслей;

скрытый - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли делятся на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы - методы, основанные на использовании таможенных тарифов.

Нетарифные - все прочие.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразие этой системы. Система нетарифных барьеров достаточно разветвленная, благодаря чему достигается большая эффективность.

Главная задача государства в области внешней торговли - поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Меры для регулирования внешней торговли можно разделить на следующие категории:

 

Тарифные меры

Импортный таможенный тариф - включает в себя систематизированный перечень (номенклатуру) ввозимых товаров, методы определения их таможенной стоимости и взимания пошлин, механизм введения, изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения товара.

Активная часть импортного таможенного тарифа - таможенные ставки, которые по своему экономическому значению является налогом на ввоз иностранных товаров.

 

Паратарифни мероприятия

К ним относятся другие платежи, которые наложены при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти средства порой влияют на внешнюю торговлю.

 

Меры контроля за ценами

Эти меры призваны обеспечить защиту национальных интересов производителей. К ним относятся антидемпинговые и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут применяться гибкие импортные сборы, цель которых - довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Антидемпинговые меры принимаются на основании Закона Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта". Этот Закон определяет механизм защиты национального товаропроизводителя от демпингового импорта из других стран, таможенных союзов или экономических группировок. Он регулирует основания и порядок проведения антидемпинговых расследований и применения антидемпинговых мер.

Товар считается объектом демпинга, если в Украине его экспортная цена ниже сопоставимой цены на подобный товар в стране экспорта в обычных торговых операциях.

Этот Закон не исключает применения:

специальных правил в области сельского хозяйства;

мер, применяемых в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной торговой организации (ВТО);

специальных правил, которые устанавливаются международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

При возникновении подозрений о факте демпинга создается Межведомственная комиссия по международной торговле. Комиссия в пределах своей компетенции принимает решения, организует и контролирует их выполнение. Акты Комиссии, в частности относительно проведения антидемпингового расследования и применения антидемпинговых мер, являются обязательными для исполнения.

На заседаниях Комиссии принимаются решения:

о начале антидемпингового расследования;

позитивные или негативные выводы, касающиеся наличия демпинга и методы, которые дают возможность определить демпинговую маржу;

позитивные или негативные выводы относительно наличия убытков и их размера;

об определении причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом;

о применении антидемпинговых мер.

В процессе расследования устанавливается наличие и величина вреда, который нанесен национальному товаропроизводителю в одной из таких форм, если иное не предусмотрено этим Законом:

существенный вред, нанесенный национальному товаропроизводителю;

угроза нанесения существенного вреда национальному товаропроизводителю;

существенное препятствие созданию или расширению национальным товаропроизводителем производства подобного товара - объекта рассмотрения.

Согласно решения Комиссии Министерство экономики Украины начинает антидемпинговое расследование и проводит его вместе с другими органами исполнительной власти в Украине.

Антидемпинговое расследование проводится с целью установления фактов демпинга и ущерба. Период расследования избирается, как правило, сроком до одного года, но не менее шести месяцев, непосредственно связанные с началом антидемпинговой процедуры. В отдельных случаях период расследования может превышать один год. Сведения, не касающиеся периода расследования, как правило, не учитываются.

На основании антидемпингового расследования принимаются меры для защиты национальных товаропроизводителей.

Защита от субсидированных товаров осуществляется на основании Закона Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта".

Этот Закон определяет механизм защиты национального товаропроизводителя от субсидированного импорта из других стран, таможенных союзов или экономических группировок, регулирующего основания и порядок возбуждения и проведения антисубсидийных расследований, а также применения компенсационных мер.

Закон применяется в отношении субсидируемого импорта товара, который ввозится в Украину с территории страны происхождения или с территории страны - посредника.

В соответствии с ним Закона могут применяться компенсационные меры в отношении субсидируемого импорта в Украину с целью устранения последствий субсидии, которая непосредственно или опосредованно предоставляется для производства, переработки, транспортировки или экспорта товара, ввоз которого на таможенную территорию Украины наносит вред национальному товаропроизводителю подобного товара.

Ввоз в Украину товара считается объектом компенсационных мер, если в соответствии со статьями 6-9 настоящего Закона этот импортируемый товар пользуется льготами от нелегитимной субсидии.

 

Количественные ограничения и лицензирование

На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

Контингування (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок.

В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основании двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты имеют сезонный характер, то есть вводятся на определенный отрезок времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение темпов роста доходов национального производителя.

Лицензирование - для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом, осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами. Такой надзор не является ограничительным мероприятием, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.

Лицензирование экспорта (импорта) товаров осуществляется в форме автоматического или неавтоматического лицензирования.

Автоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых не устанавливаются квоты. Автоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии не несет ограничительного влияния на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию.

Неавтоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты. Неавтоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии используется в случае установления квот на экспорт (импорт) товаров.

Лицензирование экспорта товаров вводится в Украине в случае:

значительного нарушения равновесия относительно определенных товаров на внутреннем рынке, особенно сельскохозяйственной продукции, продуктов рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленных товаров широкого потребления первой необходимости или других товаров, которые имеют весомое значение для жизнедеятельности в Украине;

необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения, защиты прав интеллектуальной собственности, а также соответствующих требованиям государственной безопасности;

экспорта драгоценных металлов, кроме банковских металлов;

необходимости принятия мер защиты отечественного товаропроизводителя;

необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;

необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.

Решение о применении режима лицензирования экспорта (импорта) товаров, в том числе установления квот (количественных или других ограничений), принимается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики с определением перечня конкретных товаров, экспорт (импорт) которых подлежит режима лицензирования, периода действия этого режима и количественным или другим ограничениям относительно каждого товара.

В случае применения антидемпинговых, компенсационных или специальных мер по защите отечественного товаропроизводителя решение о введении режима лицензирования принимается Межведомственной комиссией по международной торговле в соответствии с законодательством.

В отношении каждого вида товара может устанавливаться Только один вид лицензии.

Лицензии выдаются центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики, а также в пределах предоставленных им полномочий - соответствующим республиканским органом Автономной Республики Крым, структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Лицензии выдаются на основании заявок субъектов внешнеэкономической деятельности, которые подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Для получения лицензии заявители обращаются, как правило, до одного органа исполнительной власти. В случае необходимости в получении согласования возможно обращение к нескольким органов исполнительной власти, но не более чем до трех.

Рассмотрение заявок на получение лицензий может осуществляться в порядке их поступления, который определяется по датам регистрации заявок, одновременно или после окончания объявленного срока их принятия.

Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда, в первом случае - это лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в рамках получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение па импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия безособовою;

автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Квотная рента - специфический доход при введении квоты, что возникает из искусственного повышения цены. Его получает владелец права ввоза товара па внутренний рынок. А ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион - продажа лицензий па конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

передача лицензии стране - производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применении квот и тарифов заключается в том, что:

цена на импортные товары растет;

доходы национальных производителей растут.

Различия - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, то есть мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

 

Государственные субсидии и финансовые льготы

Субсидии - денежная выплата правительством, национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта.

Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещенные ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать соответствующие меры;

косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготных условий страхования, помощи в структурной перестройке и т.д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров.

Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, который предоставляет бюджетные выплаты экспортерам, что дает им возможность продавать товар па иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

 

Импортный депозит

Импортный депозит - своеобразная залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него процентов; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге затраты импортера растут.

 

Государственная система размещения заказов

Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, выпущенных национальными производителями, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

 

Валютное регулирование

До валютного регулирования относятся:

внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

ограничения, связанные с покупкой и продажей валюты;

механизм дифференциации валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых соглашений);

девальвация - снижение курса национальной валюты;

ревальвация - повышение курса национальной валюты.

 

Монополия государства

Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами или вообще на внешнюю торговлю ими.

 

Технические барьеры

Технические барьеры - ограничения, возникающие из-за того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т.д.).

Товары, ввозимые на территорию Украины, подлежат обязательной сертификации на соответствие фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим нормам. Эта сертификация осуществляется в случае, если такие же требования, согласно законов Украины, действуют и в отношении аналогичных товаров национального производства.

В том случае, если импортированные товары не имеют аналогов в Украине, субъект ВЭД должен предъявить сертификат, подтверждающий соответствие технических, фармакологических, санитарных, фитосанитарных и других характеристик таких товаров действующим международным стандартам и требованиям или действующим национальным стандартам и требованиям государства, которая является ведущим экспортером этого товара.

При этом иностранные субъекты хозяйственной деятельности могут предъявлять сертификаты на соответствие товара указанным требованиям только в том случае, если между Украиной и государством - экспортером заключен договор о взаимном признании результатов сертификации товаров.

Для подтверждения происхождения импортируемого или экспортируемого товара таможенный орган в предусмотренных законом случаях имеет право требовать сертификат о происхождении этого товара.

При вывозе товара с таможенной территории Украины сертификат выдается при условии, что он необходим для страны, в которой такой товар будет ввозиться. Его выдача осуществляется также, если предусмотрено международными договорами Украины.

Случаи обязательного предоставления сертификата о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию Украины предусмотрено ст. 282 Таможенного кодекса.

В соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли. Применение с этой целью других средств регламентируется рядом положений Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).