География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

Раздел первый

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Тема 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

 

4. Функции СЕГ

Социально-экономическая география, как и много других наук, выполняет ряд функций. Среди них самыми главными являются: теоретическая, конструктивная (практическая), образовательная, воспитательная и др.

Теоретическая функция проявляется в адекватном отражении наукой существенных свойств, связей и процессов, характерных для объекта изучения. Она состоит в развитии фундаментальных исследований, в частности в развитии теории науки, системы ее понятий и категорий, установлении законов и закономерностей, научных принципов и т.д. Высшим проявлением реализации этой функции является развитие теории определенной науки, что является ее ядром. Теория - это система взаимосвязанных, логически непротиворечивых и часто подтвержденных практикой положений, принципов, теорем, выводов и т.д. Теоретическая функция состоит в выдвижении наукой новых идей и гипотез, концепций (концепция представляет собой некоторую частичную теорию, конструктивная нацеленность которой является очевидной). Например, в СЕГ такова концепция енерговиробничих циклов. Высокая степень развития теории свидетельствует и соответствующий уровень развития данной науки. В социально-экономической географии развитыми являются теории экономического районирования, территориального системо формирование территориально-производственных, социально-экономических комплексов, систем расселения), концепции енерговиробничих циклов (ЕВЦ), природно-ресурсных циклов (ПРЦ), природно-ресурсного потенциала (ПРП), межотраслевых территориальных комплексов (МТК) и др.

Конструктивная функция состоит в поисках практического применения фундаментальных положений науки, в разработке способов их внедрения в практику регулирования территориальной организации общества.

Основные сферы общественной практики, где применяются экономико - и социально-географические теории и концепции, а также обоснованные в них принципы, законы и закономерности геопространственной организации общества и его составных частей, такие:

а) территориальное планирование (регулирование) развития и размещения хозяйства (теория экономического районирования и территориального комплексирования);

б) создание схем и проектов районных планировок, генеральных планов развития городов (теория территориального системо-формирование систем расселения);

в) совершенствование сетей территориально-административного деления территории (теория экономического районирования);

г) разделение территорий на избирательные округа и участки (т. н. легіслативне районирование) в электоральной географии;

д) создания территориальных комплексных схем охраны природы (теория т. н. природно-ресурсных циклов) и т.д.

Положения теории СЕГ используются для разработки проблем демографической, экономической, социальной, экологической, национальной и екістичної (связанной с расселением населения) политики.

Образовательная и просветительная функции СЕГ реализуется путем ее изучения в средних общеобразовательных и специализированных школах, в популяризации научных знаний среди населения. В первом случае изучение элементов социально-экономико-географического знания начинается уже с предмета "Краеведение" и заканчивается основательным изучением Украины и зарубежных стран. Среднее географическое образование чрезвычайно расширяет и углубляет знания молодого человека о окружающий мир как сложную геоетнічну, социальную, экономическую, политическую, экологическую и культурную систему, помогает увидеть свое место и место Украины в этом разнообразном мире и т. д.

Популяризация научных общественно-географических знаний и рассчитана на молодежь, и на взрослых. Она осуществляется путем издания крае - и страноведческой литературы, изготовление видеофильмов, создание радио - и телепередач. К сожалению, эта функция нашей науки пока что в Украине, в отличие от многих стран мира, например, Польши, Германии и др., недостаточно развита. У нас издается научно-популярный журнал "Краеведение", но он в основном печатает статьи по историческому краеведению. Во Львове под редакцией Оксаны Нагорной начал выходить журнал "Краеведение и туристика", но он является региональным и имеет малый тираж. Журнал "Украинский географический журнал" (Киев, Украинское Географическое Общество) подает научно-популярные публикации чрезвычайно редко. Интересным стал еженедельник "Краеведение. География. Туризм" (Киев).

Наконец, последняя по порядку, но не по значению воспитательная функция СЕГ. Наша наука обладает большим воспитательным потенциалом. Она формирует у людей чувство украинского патриотизма, уважения к представителям других наций как внутри Украины, так и за ее пределами (не путать с псевдо интернационализмом пролетарско-классового большевистского образца, который воспитывал пренебрежение к истории и культуре родного народа, прививал украинцам чувство неполноценности), способствует экологическому воспитанию.