Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Трудовое обучение (девочки) 5 класс
Разработки уроков

Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

 

Уроки № 5-6

Тема. АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТДЕЛКИ ИЗДЕЛИЙ

 

Практическая работа «Создание эскиза аппликации и перенос рисунка на бумагу»

 

Цель урока:

обучающая: систематизировать знания учащихся о аппликацию: основные виды аппликаций и инструменты, приспособления и материалы для их изготовления, формировать умение разрабатывать эскизы аппликаций и переносить рисунок на бумагу;

развивающая: развивать фантазию, образное мышление (ознакомление с профессией дизайнера);

воспитательная: воспитывать внимательность, культуру труда.

Оборудование, материалы и наглядность: выставка работ (аппликация с использованием различных материалов), картон, бумагу для эскизов и копировальная, калька, карандаши простой и цветные, рисунки для аппликаций.

Объект труда: эскиз для аппликации.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку, создание положительного эмоционального настроя.

Желаю всем, чтобы к каждому из вас

Посетило вдохновение сегодня в класс

И пробудило желание получить знания,

Чтобы потом жизнью вы не шли наугад.

Чтобы вам захотелось новенькое познать,

Самым научитись и других учить.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

На предыдущих уроках вы получили некоторые необходимые знания и сейчас эти знания помогут вам ловко разгадать кроссворд.

 

 

Вопросы к кроссворду

1. Волокна, имеющиеся в природе. (Натуральные)

2. Волокно длиной около сотни метров, которое получают из коконов некоторых бабочек. (Шелк)

3. Древний писатель Аполлоний Родосский в книге «Аргонавтика» рассказывает: Язон и Медея, приплыв в Колхиду, нашли в долине дуб, на котором висело руно, вроде яблока, что сверкали на утреннем солнце. Из каких волокон складывалось руно? (Шерсть)

4. «За селом появилось море, синее-синее, необозримое. То не сказка и не сон - то зацвел в поле... (лен).

5. Материал, который получают из пряжи склеиванием или скруткой. (Нити)

6. Прочные, тонкие, гибкие и упругие ворсинки. (Волокна)

7. Материал, который получают, скручивая отдельные текстильные волокна между собой. (Пряжа)

Вопросы для обсуждения

• Что называют тканью? Для чего используют ткани?

 

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Одно из возможных применений ткани - это изготовление аппликации.

• Встречались ли вы с понятием «аппликация» ?

• Какие аппликации изготавливали на уроках в начальных классах?

• Какие материалы использовали?

• Понравился ли вам результат вашей работы, нашел ваш изделие применения?

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Аппликация - это один из видов декоративно-прикладного искусства, знакомство с которым вы будете продолжать в ближайшее время. Тема сегодняшнего урока: «Аппликация как вид художественной отделки изделий».

 

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником

• Что называют аппликацией? Найдите ответ в тексте учебника на с. 34.

2. Информационные сообщения учащихся «История возникновения аппликации из текстильных материалов»

1-й ученик. Аппликация - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Она возникла более двух тысяч лет, поэтому и известна многим народам мира. Возникновение аппликации связано с древней культурой народов-кочевников. Они украшали свою одежду, обувь, упряжь и жилье узорами из кусков кожи, меха, бересты. Позже для отделки одежды начали применять различные ткани. Бесценные произведения скифского искусства найдены в захоронениях на территории Украины: фрагменты костюма из войлока, искусно украшенные вышивкой и аппликацией. Многие народности используют и сейчас аппликацию для оформления национального костюма.

2-й ученик. Аппликациями из кожи с древних времен украшали женская и мужская одежда: корсетки, фартуки, свитки, кожухи, предметы быта и хозяйства. Сейчас в технике аппликации можно изготовить множество изделий: панно, шторы, скатерть, одеяло, постельное белье, сумку для мелочей, газетницю, украсить одежду для взрослых и детей.

(Дети рассматривают изделия, украшенные аппликацией.)

3. Вывод учителя

Аппликацию из текстильных и нетканых материалов применяют:

• для отделки одежды, предметов домашнего обихода;

• для создания декоративных изделий;

• для ремонта одежды - с ее помощью можно замаскировать шов или изношенное место.

С основными видами аппликации можно ознакомиться на основании текста и иллюстраций в учебнике на с. 35-38 учебника.

4. Инструменты, приспособления и материалы для изготовления аппликации (с. 43 учебника)

Загадки про инструменты

• Тоненькое, кругленькое, сердце черненькое.

Кто на его след посмотрит, мнение его узнает.

Черный Иван, деревянный кафтан:

Где носом проведет, там пометку кладет. (Карандаш)

• Разных цветов бывают, деревянный одежду имеют.

• Нарисую цветок, кошку, Дед Мороза, сани, шишку. (Цветные карандаши)

• Мастер выковал умело два одинаковые ножи.

Очень обрадовались встрече два одинаковые ножи.

Обнялись, и разъединить их уже никто не смог.

Подскажите, как начали называть с тех пор их? (Ножницы)

• Маленькое, беленькое, по черному полю прыгает и след оставляет. (Мел)

• Тонкая, длинная, одновуха, всех людей одевает, сама одежды нет. Что это? (Игла)

• Я блестящая, гостренька, имею глазок маленький, с собой несу длинную-длинную косу. (Иголка с ниткой)

• Маленький мальчик, слез на столбик, одежды не носит, есть не просит. Рябое личико. Что оно такое? (Наперсток)

• Водит дружбу с карандашами, тетрадями, бумажками.

На рисунке что-то не то? Моментально она его сотрет! (Резинка)

• Посчитает сантиметра, а как надо - миллиметры!

• Ровно линии проводит, с карандашом за ручку ходит. (Линейка)

• Оторвались листочки? Надо склеить шнурочки?

Поможет постоянно, еще и прицепится к нам! (Клей)

5. Знакомство с профессией дизайнера (с. 101 учебника)

Дизайнер - человек, занимающийся дизайном, то есть оформлением чего-либо.

 

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА АППЛИКАЦИИ И ПЕРЕНОС РИСУНКА НА БУМАГУ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА С. 42)

1. Анализ задач практической работы

2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами

3. Правила безопасного труда, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения заданий практической работы

4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы с инструкционными картами

5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся

6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)

7. Подведение итогов практической работы:

• демонстрация лучших работ;

• анализ недостатков в результатах работы и пути их устранения;

• оценивание результатов практической работы.

 

VII. РЕФЛЕКСИЯ

• Оправдались ли ваши ожидания и надежды?

• Что вынесли для себя лично из урока:

• для развития ума;

• для практического мастерства;

• для духовного совершенствования?

 

VIII. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ

 

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• Прочитать с. 32-42 учебника, ответить на вопросы 4, (с. 42 учебника);

• Подобрать ткани для изготовления аппликации.

 

X. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

 

БАНК ИДЕЙ

 

 

image30

 

image31

 

image32

 

image33

 

image34