Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ
Уроки № 5-6
Тема. АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТДЕЛКИ ИЗДЕЛИЙ
Практическая работа «Создание эскиза аппликации и перенос рисунка на бумагу»
Цель урока:
обучающая: систематизировать знания учащихся о аппликацию: основные виды аппликаций и инструменты, приспособления и материалы для их изготовления, формировать умение разрабатывать эскизы аппликаций и переносить рисунок на бумагу;
развивающая: развивать фантазию, образное мышление (ознакомление с профессией дизайнера);
воспитательная: воспитывать внимательность, культуру труда.
Оборудование, материалы и наглядность: выставка работ (аппликация с использованием различных материалов), картон, бумагу для эскизов и копировальная, калька, карандаши простой и цветные, рисунки для аппликаций.
Объект труда: эскиз для аппликации.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку, создание положительного эмоционального настроя.
Желаю всем, чтобы к каждому из вас
Посетило вдохновение сегодня в класс
И пробудило желание получить знания,
Чтобы потом жизнью вы не шли наугад.
Чтобы вам захотелось новенькое познать,
Самым научитись и других учить.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
На предыдущих уроках вы получили некоторые необходимые знания и сейчас эти знания помогут вам ловко разгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду
1. Волокна, имеющиеся в природе. (Натуральные)
2. Волокно длиной около сотни метров, которое получают из коконов некоторых бабочек. (Шелк)
3. Древний писатель Аполлоний Родосский в книге «Аргонавтика» рассказывает: Язон и Медея, приплыв в Колхиду, нашли в долине дуб, на котором висело руно, вроде яблока, что сверкали на утреннем солнце. Из каких волокон складывалось руно? (Шерсть)
4. «За селом появилось море, синее-синее, необозримое. То не сказка и не сон - то зацвел в поле... (лен).
5. Материал, который получают из пряжи склеиванием или скруткой. (Нити)
6. Прочные, тонкие, гибкие и упругие ворсинки. (Волокна)
7. Материал, который получают, скручивая отдельные текстильные волокна между собой. (Пряжа)
Вопросы для обсуждения
• Что называют тканью? Для чего используют ткани?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Одно из возможных применений ткани - это изготовление аппликации.
• Встречались ли вы с понятием «аппликация» ?
• Какие аппликации изготавливали на уроках в начальных классах?
• Какие материалы использовали?
• Понравился ли вам результат вашей работы, нашел ваш изделие применения?
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Аппликация - это один из видов декоративно-прикладного искусства, знакомство с которым вы будете продолжать в ближайшее время. Тема сегодняшнего урока: «Аппликация как вид художественной отделки изделий».
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником
• Что называют аппликацией? Найдите ответ в тексте учебника на с. 34.
2. Информационные сообщения учащихся «История возникновения аппликации из текстильных материалов»
1-й ученик. Аппликация - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Она возникла более двух тысяч лет, поэтому и известна многим народам мира. Возникновение аппликации связано с древней культурой народов-кочевников. Они украшали свою одежду, обувь, упряжь и жилье узорами из кусков кожи, меха, бересты. Позже для отделки одежды начали применять различные ткани. Бесценные произведения скифского искусства найдены в захоронениях на территории Украины: фрагменты костюма из войлока, искусно украшенные вышивкой и аппликацией. Многие народности используют и сейчас аппликацию для оформления национального костюма.
2-й ученик. Аппликациями из кожи с древних времен украшали женская и мужская одежда: корсетки, фартуки, свитки, кожухи, предметы быта и хозяйства. Сейчас в технике аппликации можно изготовить множество изделий: панно, шторы, скатерть, одеяло, постельное белье, сумку для мелочей, газетницю, украсить одежду для взрослых и детей.
(Дети рассматривают изделия, украшенные аппликацией.)
3. Вывод учителя
Аппликацию из текстильных и нетканых материалов применяют:
• для отделки одежды, предметов домашнего обихода;
• для создания декоративных изделий;
• для ремонта одежды - с ее помощью можно замаскировать шов или изношенное место.
С основными видами аппликации можно ознакомиться на основании текста и иллюстраций в учебнике на с. 35-38 учебника.
4. Инструменты, приспособления и материалы для изготовления аппликации (с. 43 учебника)
Загадки про инструменты
• Тоненькое, кругленькое, сердце черненькое.
Кто на его след посмотрит, мнение его узнает.
Черный Иван, деревянный кафтан:
Где носом проведет, там пометку кладет. (Карандаш)
• Разных цветов бывают, деревянный одежду имеют.
• Нарисую цветок, кошку, Дед Мороза, сани, шишку. (Цветные карандаши)
• Мастер выковал умело два одинаковые ножи.
Очень обрадовались встрече два одинаковые ножи.
Обнялись, и разъединить их уже никто не смог.
Подскажите, как начали называть с тех пор их? (Ножницы)
• Маленькое, беленькое, по черному полю прыгает и след оставляет. (Мел)
• Тонкая, длинная, одновуха, всех людей одевает, сама одежды нет. Что это? (Игла)
• Я блестящая, гостренька, имею глазок маленький, с собой несу длинную-длинную косу. (Иголка с ниткой)
• Маленький мальчик, слез на столбик, одежды не носит, есть не просит. Рябое личико. Что оно такое? (Наперсток)
• Водит дружбу с карандашами, тетрадями, бумажками.
На рисунке что-то не то? Моментально она его сотрет! (Резинка)
• Посчитает сантиметра, а как надо - миллиметры!
• Ровно линии проводит, с карандашом за ручку ходит. (Линейка)
• Оторвались листочки? Надо склеить шнурочки?
Поможет постоянно, еще и прицепится к нам! (Клей)
5. Знакомство с профессией дизайнера (с. 101 учебника)
Дизайнер - человек, занимающийся дизайном, то есть оформлением чего-либо.
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА АППЛИКАЦИИ И ПЕРЕНОС РИСУНКА НА БУМАГУ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА С. 42)
1. Анализ задач практической работы
2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами
3. Правила безопасного труда, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения заданий практической работы
4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы с инструкционными картами
5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся
6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)
7. Подведение итогов практической работы:
• демонстрация лучших работ;
• анализ недостатков в результатах работы и пути их устранения;
• оценивание результатов практической работы.
VII. РЕФЛЕКСИЯ
• Оправдались ли ваши ожидания и надежды?
• Что вынесли для себя лично из урока:
• для развития ума;
• для практического мастерства;
• для духовного совершенствования?
VIII. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Прочитать с. 32-42 учебника, ответить на вопросы 4, (с. 42 учебника);
• Подобрать ткани для изготовления аппликации.
X. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА
БАНК ИДЕЙ