Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 5. СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЯ И ЕГО ТИПЫ

 

Цель: углубить знания учащихся о свойствах живых организмов, сформировать понятие «фотосинтез»; развивать умение различать и характеризовать типы питания, сравнивать питания растений и животных, приводить примеры организмов с различными типами питания; воспитывать наблюдательность, внимательность, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: иллюстрации животных с разными типами питания, схема питания растения, фрагмент видеофильма «Жизнь животных», учебники, тетради.

Основные понятия: фотосинтез, автотрофні и гетеротрофні способы питания, травоядные, хищники, паразиты.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Отгадай загадку.

• Идет в поле - как дощечка, а с поля - как бочонок. (Корова)

• Кто боком спит, а лежа ест? (Свинья)

• Парень Мартин наклонился через забор. А девушка Галка: «Какая у тебя красивая шапка! Еще и желтая кисть против солнца светится. Как прилетят воробьи, будет тебе, как овцы от серого волка». О чем это речевка? (Подсолнух)

• Лежит на сене, сама не ест и другим не дает. (Собака)

• Кто родится с бородой? (Цап)

• На дереве я родился в кожухе, кожух разорвался, и я на землю упал. (Каштан)

• И днем, и ночью в кожухе печи. (Кот)

• Маленькое, серенькое, а хвостик, как шило. (Мышь)

• Кто на себе лес носит? (Олень)

• Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (Картофель)

• Без рук, без ног, а по земле ходит. (Змея)

• Есть крылья, а не летает. (Рыба)

• Кто из воды выходит сухим? (Гусь, утка)

• Кто меня убьет, свою кровь прольет. (Комар)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Какое научное значение имеют загадки, которые вы сейчас отгадывали? (Варианты ответов учащихся)

В загадках о животных и растений «спрятаны» наблюдения об особенностях их поведения, определенные свойства. Давайте вспомним, какие свойства характерны всем живым организмам.

Итак, основными признаками живого есть питание, дыхание, раздражимость, рост и развитие, размножение.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Свойства живых организмов

Всем живым организмам нужна еда. Она является источником веществ и энергии, которые необходимы для их развития, роста и жизнедеятельности. Все живые организмы дышат. Во время дыхания с участием кислорода питательные вещества, организмы получают с пищей, расщепляются с выделением энергии и углекислого газа. Энергия идет на нужды организма, а углекислый газ он выделяет в окружающую среду. За счет питательных веществ и энергии происходит рост и развитие.

Только живым организмам присуща раздражимость. Раздражимость - это способность организмов реагировать (отвечать) на воздействие факторов внешней среды. Она помогает им приспособиться к условиям жизни, которые постоянно меняются (изменения температуры, давления, освещения, пищи и т.д.).

Новые поколения живых организмов возникают в результате размножения. При этом у потомков сохраняются основные признаки родителей.

2. Типы питания живых организмов

Для жизнедеятельности всех живых организмов нужна энергия. Энергия не создается из ничего и не исчезает в никуда. Она существует в разных формах: химическая энергия, световая, тепловая, электрическая, механическая, звуковая и т.д. Живые существа могут использовать только две ее формы - световую и химическую (энергию пищи).

Энергию солнечного света могут использовать только растения.

Питание - это процесс обеспечения организмов питательными веществами.

Задача 1. Рассмотрите схему питания растения и проследите, как происходит процесс образования органических веществ.

Фотосинтез - процесс образования зелеными растениями сложных питательных веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. Все растения являются автотрофами, поскольку для удовлетворения своих энергетических потребностей они не потребляют готовые сложные вещества, а образуют их сами.

Другие живые организмы (животные, грибы, бактерии) не могут использовать свет для обеспечения себя энергией. Они поглощают готовые питательные вещества, созданные другими организмами, получают с них энергию и строят свое тело, то есть являются гетеротрофами. Среди гетеротрофів различают растительноядных, хищников, всеядных, паразитов.

Задание 2. Посмотрите видео0сюжет «Жизнь животных» и охарактеризуйте питания животных.

Растительноядные животные (много видов рыб, птиц, насекомых, млекопитающих) питаются растительной пищей. Хищники питаются другими гетеротрофами (пауки, многие насекомые, рыбы, змеи, птицы, млекопитающие). Всеядные животные - медведи, домашние свиньи, дикие кабаны и другие. Паразиты поселяются в организмах животных и растений, используя их и как дом, и как еду. К паразитам относятся многие червив, рыбы, насекомые и микроорганизмы.

 

V. Закрепление изученного материала

Задача 3. Используя учебник, схемы, таблицы приведите по 2-3 примеры живых организмов с различными типами питания. Результаты работы оформите в виде таблицы.

 

Автотрофні организмы

Гетеротрофні организмы

 

растительноядные

хищники

всеядны

паразиты

 

 

 

 

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Нарисовать в тетради схему процесса фотосинтеза.

3. Подготовить сообщение о питания грибов.

4. Провести эксперимент, который доказывает, что в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород. Для этого две комнатные растения нужно плотно накрыть стеклянными колпаками (можно банками). Одну из них поставить на несколько суток в темное место, а другую - оставить на свете. Через несколько суток поставить под стеклянные колпаки, которыми накрыты растения, зажженные свечи. Вы сможете убедиться, что свеча будет гореть дольше под колпаком, которым была накрыта освещена растение. Это объясняется тем, что на свету осуществляется фотосинтез и под колпаком накапливается кислород, который поддерживает горение. В то же время в растении, которая оставалась в темноте фотосинтез не проходил и необходимый для горения кислород не выделялся.