Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 6. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

 

Цель: актуализировать и углубить знания учащихся о свойствах живых организмов, сформировать представление о дыхании растений и животных; развивать умение определять сходство и различие в способах дыхания растений и животных, обосновывать значение дыхания для живых организмов; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, экологическое мышление.

Оборудование: таблицы «Дыхание растений», «Внутреннее строение листа», «Дыхание животных», учебники, тетради.

Основные понятия: газообмен, дыхание, фотосинтез, кислород, углекислый газ. Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся с сообщениями о питания грибов

 

III. Актуализация опорных знаний и умений

Задача 1. Закончите предложения.

• Процесс создания зелеными растениями сложных питательных веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии называют... (фотосинтезом).

• Сложное вещество зеленого цвета в органах растений называется. (хлорофилл).

• Все животные по способу питания является. (гетеротрофами).

• В органы питания животных относят рот, пищевод, ..., ... (желудок, кишечник).

Задание 2. Объясните значение питания для живых организмов.

 

ИV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Теперь вы знаете, что во время фотосинтеза растение впитывает из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Какое значение для всего живого имеет этот процесс?

Именно благодаря фотосинтеза кислород древних фото-синтезирующих организмов повлиял на газовый состав атмосферы планеты. Это обеспечило чрезвычайно бурное развитие живого на суше и в океане. Кислородом, который выделяют растения, в воде и на суше дышат живые организмы, в том числе и сами растения. Все живые организмы дышат. Их органы и клетки тоже. Дыхание - это наиболее яркое и очевидное проявление жизни. «Не дышит», «перестал дышать» - эти общеизвестные выражения означают, что жизни прекратилось. Во время дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Сегодня на уроке вы узнаете, как дышат организмы и какое значение имеет этот процесс для растений и животных.

 

V. Изучение нового материала

1. Что такое дыхание

Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование во время превращения веществ и удаление углекислого газа. Процесс дыхания можно сравнить с сгоранием дров в печке. Дрова могут обогреть дом только во время горения, а для этого нужен кислород. Еда - это «дрова» для организма. Для «горения» еды тоже нужен кислород, поскольку именно благодаря ему происходит окисление органических веществ и выделение необходимой для организма энергии. Итак, основная функция дыхания - выработка энергии за счет окисления веществ, полученных организмом с пищей.

Процесс дыхания у разных организмов происходит по-разному.

2. Дыхание растений

У растений нет специальных органов дыхания. Дышат все части растения: листья, стебель, почки, плоды и даже корни и семена. Больше кислорода попадает в растение через листья.

Задача 3. Рассмотрите таблицу «Внутреннее строение листа» и определите, как и благодаря чему происходит процесс дыхания у растений.

На нижней стороне листа есть специальные отверстия - устьица. Они представляют собой щели между двумя клетками, которые могут увеличиваться или уменьшаться. Через устьица в лист поступает кислород, удаляется углекислый газ, испаряется вода. Во время дождя устьица закрываются.

Задача 4. Сравните процесс фотосинтеза и дыхания у растений.

Во время фотосинтеза растение впитывает из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Во время дыхания растение использует кислород, а выделяет углекислый газ. В отличие от фотосинтеза, растения дышат в любое время суток, но используют они гораздо меньше кислорода, чем выделяют во время фотосинтеза.

3. Дыхание животных

Задание 5. Рассмотрите таблицу «Дыхание животных» и определите их типы дыхания.

Животные дышат различными органами. Типы дыхания:

• жаберный (рыбы, раки);

• кожное дыхание (дождевой червь, лягушка);

• трахейний(насекомые)

• легочный (лягушки, змеи, птицы, млекопитающие).

4. Значение дыхания для живых организмов

При участии кислорода сложные органические вещества в клетках превращаются в воду, углекислый газ и некоторые другие вещества. При этом высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности животных.

 

VI. Закрепление изученного материала

Вопросы для обсуждения

• Почему врачи не рекомендуют спать в комнате, где находится много комнатных растений?

• Почему, когда вы бегаете или скачете, частота дыхания намного больше, чем во время сна?

• Согласны ли вы с утверждением, что фотосинтез является основой жизни на Земле?

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Провести эксперимент, который доказывает что в процессе дыхания растение поглощает кислород. Для этого комнатное растение следует плотно накрыть стеклянным колпаком (банкой) и поставить ее на несколько суток в темное место. Через несколько суток быстро поставить под стеклянный колпак, которым накрыта растение, зажженную свечу. Вы сможете убедиться, что свеча быстро погаснет. Это объясняется тем, что в темноте процесс фотосинтеза не происходил, а растение дышало и поглощала кислород. Без кислорода горения не происходит.