УРОК 6. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся о свойствах живых организмов, сформировать представление о дыхании растений и животных; развивать умение определять сходство и различие в способах дыхания растений и животных, обосновывать значение дыхания для живых организмов; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, экологическое мышление.
Оборудование: таблицы «Дыхание растений», «Внутреннее строение листа», «Дыхание животных», учебники, тетради.
Основные понятия: газообмен, дыхание, фотосинтез, кислород, углекислый газ. Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Выступления учащихся с сообщениями о питания грибов
III. Актуализация опорных знаний и умений
Задача 1. Закончите предложения.
• Процесс создания зелеными растениями сложных питательных веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии называют... (фотосинтезом).
• Сложное вещество зеленого цвета в органах растений называется. (хлорофилл).
• Все животные по способу питания является. (гетеротрофами).
• В органы питания животных относят рот, пищевод, ..., ... (желудок, кишечник).
Задание 2. Объясните значение питания для живых организмов.
ИV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Теперь вы знаете, что во время фотосинтеза растение впитывает из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Какое значение для всего живого имеет этот процесс?
Именно благодаря фотосинтеза кислород древних фото-синтезирующих организмов повлиял на газовый состав атмосферы планеты. Это обеспечило чрезвычайно бурное развитие живого на суше и в океане. Кислородом, который выделяют растения, в воде и на суше дышат живые организмы, в том числе и сами растения. Все живые организмы дышат. Их органы и клетки тоже. Дыхание - это наиболее яркое и очевидное проявление жизни. «Не дышит», «перестал дышать» - эти общеизвестные выражения означают, что жизни прекратилось. Во время дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Сегодня на уроке вы узнаете, как дышат организмы и какое значение имеет этот процесс для растений и животных.
V. Изучение нового материала
1. Что такое дыхание
Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование во время превращения веществ и удаление углекислого газа. Процесс дыхания можно сравнить с сгоранием дров в печке. Дрова могут обогреть дом только во время горения, а для этого нужен кислород. Еда - это «дрова» для организма. Для «горения» еды тоже нужен кислород, поскольку именно благодаря ему происходит окисление органических веществ и выделение необходимой для организма энергии. Итак, основная функция дыхания - выработка энергии за счет окисления веществ, полученных организмом с пищей.
Процесс дыхания у разных организмов происходит по-разному.
2. Дыхание растений
У растений нет специальных органов дыхания. Дышат все части растения: листья, стебель, почки, плоды и даже корни и семена. Больше кислорода попадает в растение через листья.
Задача 3. Рассмотрите таблицу «Внутреннее строение листа» и определите, как и благодаря чему происходит процесс дыхания у растений.
На нижней стороне листа есть специальные отверстия - устьица. Они представляют собой щели между двумя клетками, которые могут увеличиваться или уменьшаться. Через устьица в лист поступает кислород, удаляется углекислый газ, испаряется вода. Во время дождя устьица закрываются.
Задача 4. Сравните процесс фотосинтеза и дыхания у растений.
Во время фотосинтеза растение впитывает из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Во время дыхания растение использует кислород, а выделяет углекислый газ. В отличие от фотосинтеза, растения дышат в любое время суток, но используют они гораздо меньше кислорода, чем выделяют во время фотосинтеза.
3. Дыхание животных
Задание 5. Рассмотрите таблицу «Дыхание животных» и определите их типы дыхания.
Животные дышат различными органами. Типы дыхания:
• жаберный (рыбы, раки);
• кожное дыхание (дождевой червь, лягушка);
• трахейний(насекомые)
• легочный (лягушки, змеи, птицы, млекопитающие).
4. Значение дыхания для живых организмов
При участии кислорода сложные органические вещества в клетках превращаются в воду, углекислый газ и некоторые другие вещества. При этом высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности животных.
VI. Закрепление изученного материала
Вопросы для обсуждения
• Почему врачи не рекомендуют спать в комнате, где находится много комнатных растений?
• Почему, когда вы бегаете или скачете, частота дыхания намного больше, чем во время сна?
• Согласны ли вы с утверждением, что фотосинтез является основой жизни на Земле?
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Провести эксперимент, который доказывает что в процессе дыхания растение поглощает кислород. Для этого комнатное растение следует плотно накрыть стеклянным колпаком (банкой) и поставить ее на несколько суток в темное место. Через несколько суток быстро поставить под стеклянный колпак, которым накрыта растение, зажженную свечу. Вы сможете убедиться, что свеча быстро погаснет. Это объясняется тем, что в темноте процесс фотосинтеза не происходил, а растение дышало и поглощала кислород. Без кислорода горения не происходит.