ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 4. ЧИСЛО. СООТНЕСЕНИЕ МНОЖЕСТВА И ЧИСЛА. ЧИСЛО 0
Цель: учить учащихся определять количество элементов совокупности (множества); ознакомить с понятиями «число» и «цифра»; упражнять в написании элементов цифр; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселый счет
Три веселые кошки
Играли в траве.
Рыжик тоже к ним прибежал -
Сколько котят всех?
2. Счет предметов. «Волшебные фигурки»
- Сколько синих квадратиков? Сколько желтых? Сколько зеленых?
- Каких квадратиков больше - желтых или зеленых?
- Каких квадратиков меньше - синих или желтых?
- Каких квадратиков меньше - желтых или зеленых? Синих или зеленых?
3. Игра «Курица и цыплята»
Учитель выстукивает определенное количество раз, а дети выкладывают это количество на парте из палочек.
4. Игра «Назови элементы множества»
Овощи - это...
Фрукты - это...
Игрушки - это...
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Соотнесение множества и числа. Работа с предметными рисунками
Учитель показывает одно яблоко.
- Что это? Сколько яблок? Яблоко принадлежит к множеству фруктов.
Учитель показывает два овощи.
- Что это? Сколько овощей? Морковь, капуста принадлежат к множеству овощей. Учитель показывает три животные.
- Кто это? Сколько их? Волк, заяц, еж принадлежат к множеству животных.
2. Формирование понятий «число» и «цифра».
Учитель выставляет на доске геометрические фигуры.
- Сколько красных кружочков? желтых? зеленых?
- Каждое число имеет свое название. Для обозначения числа на письме есть специальные знаки - цифры. Под одним кружочком ставим цифру 1. Под двумя кружочками ставим цифру 2 и т. д.
3. Работа по учебнику (с. 8)
Задача 1
- Элементы каких множеств вы видите? Сколько предметов в множестве фруктов? В множестве овощей? В множестве игрушек?
- Количество элементов множества выражают числом.
Задание 2
- Какие множества изображено? Какие числа соответствуют множинам, изображенным на рисунках?
Задание 3
- На каждой годівничці - множество зернышек. Назовите количество зерен на первой годівничці; на второй; на третий.
- Отсутствие элементов в множестве выражают числом ноль. Число ноль обозначают цифрой 0.
Задание 4
Работа в тетради. Написание по образцу одной строки элементов
Объяснение учителя
- Цифра 0 является овалом. Начинают писать цифру немного ниже верхний правый угол клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругления, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, далее линия плавно ведется вверх к исходной точке.
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Аплодисменты»
Учитель демонстрирует по очереди предметные картинки с разным количеством предметов. Дети считают предметы молча и по сигналу учителя хлопают в ладоши столько раз, сколько предметов на рисунке. Затем на веерах показывают цифру.
2. Работа на основе наглядности
На доске - плакат, на котором изображен теремок с животными.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низкий, ни высокий.
- Кто живет наверху? (Петух, лягушка, зайчик)
- А кто - внизу? (Лиса, кабан, медведь)
- А кто - между лисой и медведем? (Кабан)
- Кто - над кабаном? (Волк)
- Кто живет справа от кабана? (Медведь)
- Кто живет слева от кабана? (Лиса)
- Кто - под петушком живет? (Волк)
- Кто по центру живет? (Петух, волк, кабан)
- Кто живет рядом с петушком? (Лягушка, зайчик)
3. Работа в тетради
1) Графический диктант.
- Отступите 1 клетку влево, 5 клеток сверху, поставьте точку и начинайте рисовать.
1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и так до конца строки.
2) Игра на внимание.
Учитель выполняет задание на доске цветными мелками, а ученики - в тетрадях цветными карандашами.
- Отступите от графического диктанта 4 ячейки. Посередине ряда обведите ячейку красным карандашом. Над ней нарисуйте 3 зеленых палочки, под ней - 4 желтые.
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Сколько элементов в множестве учеников нашего класса?
- Сколько элементов в множестве учителей? в множестве компьютеров? в множестве музыкальных инструментов?