Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Математика. 1 класс. И семестр
разработки уроков

ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0

 

Урок 4. ЧИСЛО. СООТНЕСЕНИЕ МНОЖЕСТВА И ЧИСЛА. ЧИСЛО 0

 

Цель: учить учащихся определять количество элементов совокупности (множества); ознакомить с понятиями «число» и «цифра»; упражнять в написании элементов цифр; воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Веселый счет

Три веселые кошки

Играли в траве.

Рыжик тоже к ним прибежал -

Сколько котят всех?

2. Счет предметов. «Волшебные фигурки»

- Сколько синих квадратиков? Сколько желтых? Сколько зеленых?

- Каких квадратиков больше - желтых или зеленых?

- Каких квадратиков меньше - синих или желтых?

- Каких квадратиков меньше - желтых или зеленых? Синих или зеленых?

3. Игра «Курица и цыплята»

Учитель выстукивает определенное количество раз, а дети выкладывают это количество на парте из палочек.

4. Игра «Назови элементы множества»

Овощи - это...

Фрукты - это...

Игрушки - это...

 

III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Соотнесение множества и числа. Работа с предметными рисунками

Учитель показывает одно яблоко.

- Что это? Сколько яблок? Яблоко принадлежит к множеству фруктов.

Учитель показывает два овощи.

- Что это? Сколько овощей? Морковь, капуста принадлежат к множеству овощей. Учитель показывает три животные.

- Кто это? Сколько их? Волк, заяц, еж принадлежат к множеству животных.

2. Формирование понятий «число» и «цифра».

Учитель выставляет на доске геометрические фигуры.

- Сколько красных кружочков? желтых? зеленых?

- Каждое число имеет свое название. Для обозначения числа на письме есть специальные знаки - цифры. Под одним кружочком ставим цифру 1. Под двумя кружочками ставим цифру 2 и т. д.

3. Работа по учебнику (с. 8)

Задача 1

- Элементы каких множеств вы видите? Сколько предметов в множестве фруктов? В множестве овощей? В множестве игрушек?

- Количество элементов множества выражают числом.

Задание 2

- Какие множества изображено? Какие числа соответствуют множинам, изображенным на рисунках?

Задание 3

- На каждой годівничці - множество зернышек. Назовите количество зерен на первой годівничці; на второй; на третий.

- Отсутствие элементов в множестве выражают числом ноль. Число ноль обозначают цифрой 0.

Задание 4

Работа в тетради. Написание по образцу одной строки элементов

Объяснение учителя

- Цифра 0 является овалом. Начинают писать цифру немного ниже верхний правый угол клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругления, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, далее линия плавно ведется вверх к исходной точке.

Физкультминутка

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Аплодисменты»

Учитель демонстрирует по очереди предметные картинки с разным количеством предметов. Дети считают предметы молча и по сигналу учителя хлопают в ладоши столько раз, сколько предметов на рисунке. Затем на веерах показывают цифру.

2. Работа на основе наглядности

На доске - плакат, на котором изображен теремок с животными.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он ни низкий, ни высокий.

- Кто живет наверху? (Петух, лягушка, зайчик)

- А кто - внизу? (Лиса, кабан, медведь)

- А кто - между лисой и медведем? (Кабан)

- Кто - над кабаном? (Волк)

- Кто живет справа от кабана? (Медведь)

- Кто живет слева от кабана? (Лиса)

- Кто - под петушком живет? (Волк)

- Кто по центру живет? (Петух, волк, кабан)

- Кто живет рядом с петушком? (Лягушка, зайчик)

3. Работа в тетради

1) Графический диктант.

- Отступите 1 клетку влево, 5 клеток сверху, поставьте точку и начинайте рисовать.

1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и так до конца строки.

2) Игра на внимание.

Учитель выполняет задание на доске цветными мелками, а ученики - в тетрадях цветными карандашами.

- Отступите от графического диктанта 4 ячейки. Посередине ряда обведите ячейку красным карандашом. Над ней нарисуйте 3 зеленых палочки, под ней - 4 желтые.

 

V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- Сколько элементов в множестве учеников нашего класса?

- Сколько элементов в множестве учителей? в множестве компьютеров? в множестве музыкальных инструментов?