|
Методический комментарий Для осознанного восприятия нового материала учитель может на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся предложить решения устных упражнений с воспроизведением соответственно определение сравнения чисел и изученных на предыдущих уроках свойств числовых неравенств (см. выше), а также рассмотрение вопроса о соответствующие свойства числовых неравенств. Обычно ученики хорошо усваивают содержание теорем о почленне сложение и умножение числовых неравенств, однако опыт работы свидетельствует о склонности учащихся к определенным ложных обобщений. Поэтому с целью предупреждения ошибок при формировании знаний учащихся по этому вопросу путем демонстраций примеров и контрпримеров учителю следует сделать акцент на следующих моментах: · сознательное применение свойств числовых неравенств невозможно без умения записывать эти свойства как математическим языком, так и в словесном виде; · теоремы о почленне сложение и умножение числовых неравенств выполняются только для неровностей одинаковых знаков; · свойство о почленне добавление числовых неравенств выполняется при определенном условии (см. выше) для любых чисел, а теорема о почленне умножения (в том виде, как это заявлено в опорном конспекте № 5) только для положительных чисел; · теоремы о почленне вычитания и почленне деление числовых неравенств не изучаются, поэтому в случаях, когда необходимо оценить разницу или долю выражений, эти выражения представляются в виде суммы или произведения соответственно, и далее уже при определенных условиях используют свойства о почленне сложения и умножения числовых неравенств.
VI. Формирование умений Устные упражнения 1. Добавьте почленно неравенства: 1) а > 2, b > 3; 2) с -2, d 4. Или можно те же неравенства почленно перемножить? Ответ обоснуйте. 2. Перемножте почленно неравенства: 1) а > 2, b > 0,3; 2) с > 2, d > 4. Или можно те же неровности добавить? Ответ обоснуйте. 3. Определите и обоснуйте, является ли правильным утверждение, что если 2 а 3, 1 b 2, то: 1) 3 а + b 5; 2) 2 аb 6; 3) 2 - 1 а - b 3 - 2; 4) ? Письменные упражнения Для реализации дидактической цели урока следует решить упражнения такого содержания: 1) добавить и перемножить почленно данные числовые неравенства; 2) оценить значение суммы, разности, произведения и частного двух выражений по данным оценкам каждого из этих чисел; 3) оценить значение выражений, содержащих данные буквы, по данным оценкам каждой из этих букв; 4) доказать неравенство с использованием теорем о почленне сложение и умножение числовых неравенств и с использованием классических неравенств; 5) на повторение свойств числовых неравенств, изученных на предыдущих уроках.
Методический комментарий Письменные упражнения, которые предлагаются для решения на этом этапе урока, должны способствовать выработке устойчивых навыков по-членного сложение и умножение неравенств в простых случаях. (При этом отрабатывается очень важный момент: проверка соответствия записи неравенств в условии теоремы и правильная запись суммы и произведения левой и правой частей неравенств. Подготовительная работа проводится во время выполнения устных упражнений.) Для лучшего усвоения материала следует требовать от учащихся воспроизведения изученных теорем при комментировании действий. После успешной проработки учащимися теорем в простых случаях они могут постепенно переходить к более сложных случаев (на оценивание разности и частного двух выражений и более сложных выражений). На этом этапе работы учителю следует внимательно следить за тем, чтобы ученики не допустили типичных ошибок, пытаясь разницу и оценивать долю за собственными ложными правилами. Также на уроке (конечно, если позволяет время и уровень усвоения учащимися содержания материала) следует уделить внимание упражнениям на применение изученных теорем для доказательства более сложных неравенств.
VII. Итоги урока Известно, что 4 а 5; 6 b 8. Найдите неверные неравенства и исправьте ошибки. Ответ обоснуйте. 1) 10 а + b 13; 2) -4 а - b -1; 3) 24 аb 13; 4) ; 5) ; 6) 16 а2 25; 7) 100 а2 + b2 169?
VIII. Домашнее задание 1. Изучить теоремы о почленне сложение и умножение числовых неравенств (с доводкой). 2. Выполнить упражнения репродуктивного характера, аналогичные упражнениям классной работы. 3. На повторение: упражнения на применение определение сравнения чисел (на доведение неровностей и на сравнение выражений).
|
|