География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ И

Географическое познание Земли

 

Тема 2. Эпоха Великих географических открытий

 

Урок 5. Эпоха Великих географических открытий, путешествия портуґальців. Б. Диаш, Х. Колумб, Ф. Магеллан

 

Цель: выяснить причины, побудившие к новым открытиям, выяснить роль портуґальців в изучении новых земель, показать значение отдельных путешествий; учить учащихся думать, самостоятельно искать ответы на предложенные задания, работать с различными источниками знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник, портреты путешественников, справочная информация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

«Кто быстрее».

Каждый ряд учеников получает листочек с вопросами. Ученик имеет право ответить только на один вопрос, указав после ответа свою фамилию, листочек передает своему товарищу. Как только все ученики ответили, листок получает учитель комментирует ответы учащихся.

Вопрос:

1. Шарообразность Земли доказал... (Аристотель)

2. «Руководство по географии» было создано. (Птолемеем)

3. Южный материк было обозначено на карте. (Птолемея)

4. Путь из варяг в греки открыли. (Викинги)

5. Древнейшие сведения о территории Украины содержатся в трудах... (Геродота, Эратосфена, Птолемея)

6. Детальное описание природы Китая первым из европейцев подал. (Марко Поло)

7. Солнечные часы были изобретены античным ученым. (Анаксімандром)

8. «Отцом географии» называют. (Эратосфена)

9. В какой стране в средние века была впервые проведена перепись населения? (Китай)

10. Кто изготовил «яблоко Земли»? (Беґайм)

11. «Земля - это огромная гора, которая напоминает опрокинутую чашу, где сушу со всех сторон омывается водой» - думали. (вавилоняне)

12. Абсолютный рекорд в преодолении расстояния (120 тыс. км) в XIV в. установил. (Ибн Баттута)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

1. Показать на карте мира территории, которые были известны европейцам в XV ст.

2. Назвать географические источники информации, на которых были обозначены все известные на то время территории.

3. Почему глобусом Беґайма люди не смогли долго пользоваться?

Итак, существующие в конце ХУ в. знания о Землю перестали удовлетворять потребности европейцев. Начинается новый этап познания.

 

ИV. Изучение нового материала

В период с конца ХV до середины ХVII в. было осуществлено больше всего географических открытий, которые имели очень важное значение для Европы. Этот период называют эпохой Великих географических открытий.

Работа с учебником. Что способствовало Великим географическим открытиям?

Европейцев привлекала торговля с Индией, где были пряности, слоновая кость, драгоценные камни, золото. И сухопутные пути контролировались Османской империей, поэтому европейцы решили искать морские пути в Индию. Для этого были созданы надежные парусные судна - каравеллы, совершенствовались навигационные приборы. Наиболее развитыми странами в то время были Португалия и Испания, которые и решили найти морской путь в Индию. «Индией» называли весь юг и юго-восток Азии, включая острова близ экватора.

Огромный вклад в подготовку путешествий эпохи Великих географических открытий сделал портуґальський принц Генрих, который создал мореходную школу, где готовил капитанов и моряков до путешествий, руководил строительством кораблей, создавал карты и привлекал к этому лучших специалистов из Европы. За 40 лет он организовал несколько десятков экспедиций, в результате которых портуґальці исследовали значительную часть западного побережья Африки. За заслуги в организации экспедиций современники прозвали принца Мореплавателем.

Выдающиеся открытия портуґальці осуществили после смерти принца. В 1488 г. портуґалець Бартоломеу Диаш достиг крайнего юга Африки, но дальше не смог двигаться. Сильное встречное течение, шторм, холод, требования моряков заставили вернуться домой. За это Бартоломеу Диаш назвал эту область Африки мысом Бурь, но король приказал назвать ее мысом Доброй Надежды - надежды на открытие морского пути в знаменитой Индии.

Задачи. Показать на физической карте мыс Доброй Надежды.

Значительные открытия в этот период были осуществлены Васко да Ґамою, Христофором Колумбом, Фернаном Маґелланом.

Задачи. (Учеников класса объединить в три команды, каждой раздать дополнительные материалы о путешественниках, в течение нескольких минут ученики знакомятся с ними и находят ответы на задания). Используя текст учебника и дополнительную информацию, подготовить рассказ об одном из путешественников, выяснить роль путешественника в географическом открытии, важнейшие открытия во время путешествия, значение путешествия.

Дополнительные материалы

ВАСКО ДА ГАМА

Васко да Гама родился в семье дворян в городе Сініш в 1469 г. В 1492 г. привлек внимание короля Мануэля И получил поручение подготовить экспедицию к берегам Индии. Специально для плавания было построено три корабля: «Сан-Габриэл», «Берріу», «Сан-Рафаэл», флотилию сопровождал транспортное судно с запасами продовольствия. Люди подбирались опытные, корабли имели новейшие навигационные приборы, мореплаватели имели новейшие карты Западной Африки, Индии и Индийского океана. Экспедицию сопровождали опытные переводчики, которые знали диалекты Западной Африки, а также арабский и еврейский языки.

8 июля 1497 г. корабли отошли от Лиссабона в открытый океан. Через неделю флотилия прошла возле Азорских островов и сделала остановку на островах Зеленого Мыса. Далее корабли отошли от берегов почти на тысячу миль, чтобы не встретиться с бурными течениями и встречными ветрами, держа курс на юго-запад. После четырех с половиной месяцев плавания, 16 декабря, корабли подошли к месту, откуда вернулись корабли Бартоломеу Диаша, и оказались в тех местах, где не был ни один европеец.

Достигнув устья реки Замбези, флотилия остановилась для ремонта судов. У моряков началась цинга. Только через месяц портуґальці смогли продолжить плавание. Через несколько дней они увидели Мозамбик, на который еще в XII в. проникли арабы, которые имели хороших лоцманов, детальные карты, опытных моряков. Но арабы на захотели помочь Васко да Ґамі, считая его конкурентом в торговле в этих краях. Со временем корабли достигли порта Малинди, где и наняли одного из лучших арабских лоцманов и картографов Ахмеда ибн Маджида. 24 апреля 1498 г. портуґальці вернули на северо-восток. Муссон надул паруса и понес корабли к берегам Индии. Через 23 дня флотилия была на западном побережье Индии, севернее от порта Каликут.

Путь обратно был нелегким и занял почти год. Нападения пиратов, бури, голод, цинга - все выпало на долю моряков. В Портуґалію вернулось только два корабля и четверть экипажа.

Со времени открытия морского пути в Индию вокруг Африки и до открытия в 1869 г. Суэцкого канала, он был основным в торговле Европы со странами Южной и Восточной Азии. Португалия получала от торговли значительные прибыли, стала на долгое время сильнейшей морской державой Европы, а короля Мануэла было названо современниками Мануэлем Счастливым.

ХРИСТОФОР КОЛУМБ

Считают, что Колумб родился в 1451 г. в семье ткача в Генуе. В 1476 г. прибыл в Португалии, плавал к берегам Англии и Ирландии, а позже побывал на берегу Ґвінейської залива и на Азорских островах. В плаваниях он приобретал опыт; общаясь с опытными моряками, расспрашивал о ветры, течения, неизвестные острова; много и внимательно читал. В Португалии он задумал достичь Индии западным путем, но проект не был утвержден экспертной комиссией. В 1485 г. Колумб отплыл в Испанию. В течение семи лет он пытался получить поддержку королевы Изабели на снаряжение экспедиции.

3 августа 1492 г. корабли «Санта-Мария», «Нинья», «Пинта» покинули Испанские берега, а через неделю достигли Канарских островов, и 6 сентября отплыли на запад. Решение Колумба пересечь Атлантику на широте Канарских островов оказалось правильным: попутные ветры и течения быстро несли корабли в нужном направлении. Сначала все было хорошо, море было спокойным, экипаж был уверен в успехе. Со временем появились водоросли сарґасси, похожие на виноград (этот участок Атлантического океана называют Сарґассовим морем), с которыми моряки связывали близость суши, но позже они начали вызывать страх, а главное, что беспокоило моряков, так это отсутствие суши. Шел третий месяц плавания, а земли не было видно. Спутники Колумба встревожились, и поэтому капитан решил не сообщать точных данных о пройденном расстоянии. 7 октября с корабля было замечено птиц, что летели на юго-запад и Колумб решил изменить направление своего движения на юго-запад. И снова решение было правильным, так Колумб обходил течение Ґольфстрім, которая могла бы вынести корабли на северо-восток в открытый океан.

Несмотря на смену курса недовольство моряков нарастало, но выдержка не изменила Колумба. 12 октября 1492 г. матрос с «Пинты» Хуан Родригес Бермехо подал сигнал о приближении земли. На рассвете все увидели землю. Это был остров. Его жители имели медно-красный цвет кожи. Они дружно встретили моряков. Этот остров Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). От острова корабли направились на юго-запад искать Японию, открыв на своем пути еще несколько небольших островов из группы Багамских, Колумб вышел к острову Куба. Земля эта поразила моряков своей красотой, но здесь не было ни крупных городов, ни золота, ни жемчуга. Затем был открыт остров Гаити, который Колумб назвал Испанским островом. Все открытые земли были названы Вест-Индией, а местных жителей - индейцами. Во время возвращения затонула «Санта-Мария». 15 марта 1493 г. к берегам Испании подошли «Пинта» и «Нинья». Колумба встречали как героя, королева дала титул «Адмирал Моря-Океана», а также герб, где замок Кастилии и лев Леона были изображены среди открытых им островов.

В сентябре 1493 г. началась вторая экспедиция, в которой принимали участие 17 кораблей. На них перевозили земледельцев, священников-миссионеров, искателей золота, воинов. В результате были открыты Малые Антильские острова, в частности Пуэрто-Рико (Богатая гавань), остров Доминика, Ґваделупа, Монтсеррат, остров Святого Христофора, Ямайка.

13 мая 1498 г. Колумб отправился в третье плавание, которое продолжалось до 1500 г. Во время этого плавания он открыл остров Тринидад (Троица), остров Марґаріта, увидел берега Южноамериканского материка.

Во время четвертой экспедиции (1502-1504 гг.) Колумб достиг острова Мартиника, полуострова Юкатан, побережье Коста-Рики (Богатый берег) и Панамы. Во время экспедиции впервые узнал о народе майя - цивилизации высокой культуры и «второе море», которое недалеко за перешейком (Тихий океан). Дважды пересек Карибским морем.

Х. Колумб был необычным человеком. В своих плаваниях он одновременно был моряком и ученым, завоевателем и правителем. В характере Колумба удачно сочетались мужество и твердость, вера в удачу, фантастическая настойчивость в достижении поставленной цели, уникальные способности мореплавателя.

ФЕРНАН МАГЕЛЛАН

Фернан Магеллан родился около 1480 г. в Португалии. В 1505-1512 гг. принимал участие в портуґальських экспедициях в Индию, на острова Суматра, Ява, Молуккские. Разработал проект плавания к Островам Пряностей западным путем и направил его на рассмотрение портуґальському королю Мануэлу. Тот план не одобрил и Ма - ґеллан переехал в Испанию, где после долгих переговоров его проект был принят.

Флотилия состояла из пяти кораблей: «Тринидад», «Сан-Анто - нио», «Сантьяго», «Консепсьон», «Виктория». В плавание отправилось 319 человек: испанцы, портуґальці, французы, немцы. 20 сентября 1519 г. флотилия отправилась к Канарским островам, далее на юг - до островов Зеленого Мыса, а затем на юго-запад. 29 ноября корабли достигли Бразилии. Они двигались на юг вдоль берега. 10 января 1520 г. вошли в устье реки Ла-Платы. Исследовав его и не обнаружив протоки, что ведет к Южному морю, флотилия продвигалась вперед, исследуя побережье. Корабль «Сантьяго» был послан на разведку дороги, но он во время шторма потерпел крушение. 31 марта флотилия остановилась на зимовку. На кораблях было много недовольных, мятежники захватили три корабля, но Магеллан смог выиграть битву и приказал мятежникам. 24 августа путешествие было продолжено. Корабли «Сан-Антонио» и «Консепсьон» был отправлен на поиски пролива, которые смогли ее найти во время бури. Путь проливом был тяжелым, на юг от маршрута они увидели яркие огни, за что назвали эти земли Землей огня (ныне архипелаг Огненная Земля). Во время плавания исчез «Сан-Антонио». Полтора года моряки флотилии считали, что он утонул, а на самом деле моряки отправились в Испанию.

Выйдя из пролива, корабли в течение трех месяцев и двадцати дней плыли океаном, которому дали название - Тихий. В марте 1521 г. мореплаватели достигли островов (которые назвали Ландронес, что означает «Розбійничі»), где произошла стычка с туземцами, но морякам все же удалось запастись водой и некоторыми продуктами и выйти в океан. Через 10 дней участники экспедиции остановились у острова Самар, расположенного в группе Филиппинских островов. Здесь моряки запаслись продуктами питания и пресной водой. Далее были острова Себу и Мактан. На острове Мактан, во время стычки с местным населением, 27 апреля 1521 г. Магеллан погиб. На флотилию ждала новая беда. Местный раджа пригласил офицеров флотилии на пир, а затем убил их. Погибло более 20 опытнейших моряков. К концу 1521 г. уцелевшие корабли достигли Молуккских островов, дешево закупили пряности: корицу, гвоздику, мускатный орех. Было решено, что в Испании «Виктория» (43 моряки) под командованием баска Хуана Себастьяна Елькано пойдет портуґальським путем, огибая Африку, а «Тринидад» (53 моряки) вернется обратно и пойдет Тихим океаном. «Виктория» пересекла Индийский океан, 20 мая 1522 г. прошла мыс Доброй Надежды и 6 сентября 1522 г. подошла к берегам Испании. На берег высадилось 18 моряков. А моряки на «Тринидаде» шесть месяцев плавали Тихим океаном, вернулись к Молуккским островам, где попали в руки портуґальців. Лишь трое через пять лет достались Испании.

Во время путешествия было найдено пролив, которую позже назвали Магеллановым, а с ней и западный путь в Индию. Кругосветное путешествие доказала, что Земля имеет форму шара. Моряки увидели, что воды на Земле больше, чем суши. И «Виктория» привезла столько пряностей, что их продажа с лихвой возместил сумму, потраченную на всю экспедицию, а испанцы получили «право первого открытия» на океанские земли, расположенные неподалеку от берегов Азии: Мариан - ские острова, Филиппинские острова и выдвинули претензии на право владения Молуккськими островами.

 

V. Первичное применение приобретенных знаний

Команды рассказывают о путешественниках, их путешествия, значение этих путешествий, показывают на карте открыты во время путешествий территории.

 

VИ. Закрепление новых знаний, умений, навыков

На доске висят четыре конверта с надписями «Васко да Гама», «Ф. Магеллан», «Х. Колумб», «эпоха Великих географических открытий», в которых находятся вопросы. Ученики по очереди подходят к конвертов, вытаскивают один из вопросов и отвечают на него.

Вопрос в конверте «Васко да Гама»

• Когда и кем было задумано совершить морское путешествие к берегам Индии?

• Когда и откуда началось путешествие Васко да Гамы?

• Как готовились портуґальці до путешествия вокруг Африки?

• Сколько времени потратил Васко да Гама на путешествие в Индию?

• С какими препятствиями встретились портуґальські моряки на пути путешествия в Индию?

• Как экспедиция Васко да Гамы была встречена арабскими купцами?

• Кто помог флотилии портуґальців добраться до берегов Индии?

• Почему корабли флотилии от островов Зеленого Мыса двигались за тысячи миль от берегов Африки?

• Какое значение имело открытие Васко да Ґамою пути в Индию вокруг Африки.

Вопросы из конверта «Великие географические открытия»

• Какие условия способствовали наступлению эпохи Великих географических открытий?

• Какова роль Генриха Мореплавателя в Великих географических открытиях?

• Какие географические открытия совершил Бартоломеу Диаш?

• Кто первым открыл морской путь в Индию?

• Кто совершил первое кругосветное путешествие?

• Показать на карте территории, открытые Х. Колумбом, Васко да Ґамою, Ф. Маґелланом.

• Расположить фамилии путешественников в хронологическом порядке путешествий: Христофор Колумб, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернан Магеллан.

• Кем был открыт мыс Доброй Надежды?

• Почему принца Генриха называют Мореплавателем?

Вопросы из конверта «Х. Колумб»

• Почему Х. Колумба считают Адмиралом Морей-Океанов?

• Сколько путешествий совершил Х. Колумб к берегам Вест-Индии?

• Почему открытые земли Х. Колумб назвал Вест-Индией, а местных жителей - индейцами?

• Какие земли были открыты моряками первой экспедиции под руководством Х. Колумба?

• Кем было открыто Америку?

• Какое значение имеют открытия Х. Колумба?

• Какие товары привез Х. Колумб на родину?

• Растительные культуры было завезено Х. Колумбом в Европу?

• Какая цель ставилась перед экспедицией, отправившейся из Испании в 1492 г.?

• Какой географической ошибки допустил Х. Колумб?

Вопросы из конверта «Ф. Магеллан»

• Какова была цель путешествия под руководством Ф. Магеллана?

• Водами каких океанов двигалась экспедиция Ф. Магеллана?

• Как называлось судно, которое осуществило первое кругосветное путешествие?

• Кто дал название Тихому океану?

• Чем привлекали европейцев Молуккские острова?

• Почему портуґалець Ф. Магеллан командовал испанской флотилией?

• Какие трудности испытали моряки во время первого кругосветного путешествия?

• Почему Ф. Магеллан не смог вернуться в Испанию?

• Как называется пролив, вывела экспедицию Ф. Магеллана до Великого океана?

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

• Прочитать соответствующий параграф в учебнике.

• Подготовиться к игре «Я - путешественник».