Раздел I
ОКЕАНЫ
Урок № 7 (вариант А)
Тема. ОКЕАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ОСТРОВА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ЗАСЕЛЕНИЕ ОКЕАНИИ.
СОВРЕМЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ И СТРАНЫ В ОКЕАНИИ. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД ТИХОГО ОКЕАНА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКЕАНИИ
Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения Океании, сформировать представление о происхождении островов, входящих в состав Океании, их заселение, исследования и развитие, развивать познавательный интерес к изучению других народов и их культуры.
Оборудование: школьные географические атласы, карта полушарий, научно-познавательный фильм «Миклухо-Маклай на острове Новая Гвинея», слайды-иллюстрации природы Океании (для мультимедийной доски).
Тип урока: изучение нового материала
Опорные понятия: коралловые, материковые, вулканические острова, атолл.
Географическая номенклатура: острова Полинезии, Меланезии, Микронезии.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Врганізаційний момент
Прием «Аукцион»
Ученики называют и показывают на карте географические объекты океана (кто называет и показывает больше - получает дополнительные баллы).
Определение цели и задач урока (ученики выполняют эту работу самостоятельно под руководством учителя).
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Мини-беседа с учащимися по теме «Тихий океан»
• Вспомните особенности географического положения Тихого океана.
• Какие особенности очертания берегов у океана?
• Что интересного из истории исследования океана вы знаете?
• Назовите и покажите на карте теплые и холодные течения океана.
III. мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. После изучения темы «Тихий океан» вы поняли, насколько важным для развития науки и общества является изучение особенностей материков и океанов, их структуры, географического положения, расположения. Поэтому на сегодняшнем уроке мы пополним и расширим наши географические знания о Тихий океан и Океанию.
VI. Вивчення нового материала
Учитель. Океания - это совокупность островов в центральной и юго-западной части Тихого океана между Австралией, Малуккським архипелагом на западе и широкой полосой океана, где нет островов - на севере, востоке и юге.
В состав Океании, по британской классификации, входят Австралия, Новая Зеландия, Полинезия, Микронезия, Меланезия. Площадь 8520 тыс. км2; города (с населением более 500 тыс. жителей) Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида, Окленд.
Значительную часть Океании составляют владения Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, США и Франции.
Климат на островах океанический, преимущественно субэкваториальный и экваториальный, на юге - субтропический и умеренный. Ежегодно выпадает в основном 1000 мм осадков, на наветренных склонах крупных островов до 10 тыс. мм. На островах растительность представлена влажными тропическими лесами, саваннами и лугами. Для фауны характерно малое количество млекопитающих и птиц, многие из них эндемичны.
Океанию можно разделить на группы материковых, вулканических и коралловых островов на основе этнического происхождения их жителей:
Микронезия (Гуам, Марианские, Маршалловы, Каролинские и др. острова);
Меланезия (Новая Гвинея, Вануату, Новая Каледония, Фиджи, Соломоновы и др. острова);
Полинезия (Тонга, Самоа, Кука, Туамоту, Лайн и др. острова);
Австралия (самый маленький континент) занимает 90 % поверхности суши Океании.
Самая высокая точка - гора Джая на острове Новая Гвинея (5030 м).
Большой Барьерный риф - самый длинный коралловый риф в мире.
Гора Кука 3754 м - высший пик Новой Зеландии.
В связи с небольшим внутренним рынком производство Океании на 70 % ориентировано на экспорт.
Новая Каледония является поставщиком кобальта, хрома и никеля; Папуа - Новая Гвинея - кобальта, золота и меди.
Сельскохозяйственная продукция представлена кокосами, копрой, пальмовым маслом, кофе, какао, а также резиной (Папуа - Новая Гвинея), шерстью (40 % мирового производства).
Важными отраслями являются рыболовство и туризм.
Всего на территории Океании состоянию на 2006 год - 13 независимых стран и 21 зависимая территория.
Коренное население Океании - папуасы, меланезийцы, микронезийци и полинезийцы. От начала захвата Океании европейскими государствами и впоследствии США численность коренного населения уменьшилась, в то же время сформировалось население европейского происхождения.
С развитием плантационного хозяйства и горного дела колонизаторы стали завозить в Океании дешевую рабочую силу из Азии.
Так сложились национальные группы: индейцев на островах Фиджи, японцев, филиппинцев, китайцев и корейцев на Гавайских островах, вьетнамцев в Новой Каледонии, японцев и филиппинцев в Микронезии и др.
Численность населения Океании составляет более 11 млн. чел. (вместе с населением Новой Зеландии).
В течение последних 2-3 тысяч лет полинезийцы расселялись в своем регионе с островов Самоа и Тонга. Основная волна иммиграции маори в Новой Зеландии приходится примерно на 50-е годы XIV в. Продолжаются споры относительно происхождения полинезийцев. Наиболее вероятной является версия о том, что они являются ответвлением монголоидной расы из Юго-Восточной Азии.
В Тихом океане люди впервые поселились в Меланезии. Считают, что микронезийци является смесью меланезийских, полинезийской и малайской крови.
Полинезийская раса считается промежуточным между тремя самыми большими расами человечества и имеет австралоидных, монголоидные и євпропеоїдні признаки.
V. Закрепление изученного материала
Выступления учащихся (опережающие задания)
1-й ученик. Рассказ об острове Гуам. Остров Гуам выделяют в отдельную единицу из архипелага Марианских островов. Это сделано не только учитывая его стратегическое значение, но и этнические особенности. Здесь сформировалась собственная культура, відособлює чаморро Ґуаму от других племен чаморро. Культура жителей Ґуаму больше приближена к латиноамериканской, чем в океанической культуры или культуры США. Американцы составляют менее трети населения. Это в основном военнослужащие и их семьи. Начала будущей государственности заметны уже сейчас. Жители острова формально считаются гражданами США, однако они не имеют права избирать своих представителей в Конгресс. С 1950 г. здесь введено широкое самоуправление, которое вылилось в создание законодательного органа - Конгресса Ґуаму. С 1970 г. губернатор избирается только из местных граждан свободным голосованием. Итак, прогнозируется возникновение независимого государственного образования Гуам. Столицей останется нынешний административный центр город Аґанья.
2-й ученик. Рассказ об острове Новая Каледония. Новая Каледония уже сегодня является практически независимым образованием. После Второй мировой войны за независимость стали высказываться не только аборигены, но и смешанное население и французы, проживающие здесь. Канаки (основное местное население острова) не раз с оружием пытались завоевать независимость (крупные восстания произошли в 1878, 1917 гг.). Однако тогда для этого еще не было ни внешних, ни внутренних условий. Но во время распада французской колониальной империи в канаків возникла новая проблема. Обострились противоречия между канаками и местной французской общиной, которая укоренилась на острове. Эти общины имеют примерно одинаковый политическое влияние, поэтому между ними возникла ожесточенная конкуренция и французская община выступила против независимости страны. Вследствие этого конфликта метрополии удалось удержать остров в своем владении даже тогда, когда соседние бывшие британские и новозеландские колонии, что были готовы к самостоятельному развитию значительно меньше, чем канаки, стали независимыми государствами. Однако другого варианта, кроме создания независимого государства, Новая Каледония не имеет. Франция так или иначе вынуждена будет отказаться от всех своих заморских владений, а прибывшее население, несмотря на свою значительную численность, не имеет ни структуры, ни корней, ни внятных интересов. Имея статус заморской территории Новая Каледония уже слабо привязана к метрополии, поэтому можно прогнозировать быстрое выделение Новой Каледонии в независимое государство со столицей в городе Нумеа. Для этого уже сформирован соответствующую структуру власти. Умелые функции на местном уровне и в вопросах внешней политики, касающиеся соседних островов, сейчас взяла на себя местная территориальная Ассамблея.
3-й ученик. Рассказ об острове Пасхи. Остров Пасхи находится теперь под управлением Чили, однако местное население совершенно отличается от чілійців, имеет собственную древнюю культуру и письменность, собственный орган управления - Совет старейшин. Уже сегодня происходят процессы восстановления культурного наследия народа острова. Поэтому в будущем здесь прогнозируется образование собственного государства.
VI. Итог урока
Эвристическая беседа
• А что же собой представляет Океания?
• Какие острова входят в ее состав?
• Что вы узнали об особенностях рельефа и строения островов?
• Какие из отраслей хозяйства и производства наиболее развиты?
• Что вы узнали о населении островов, его культуру, быт и обычаи?
VII. Домашнє задачи
• Проработать текст учебника.
• Нанести на контурную карту крупнейшие острова Океании.